В ходе опроса практически все респонденты заявили, что их беспокоит широкий круг экологических проблем. При этом исследование показало, что 88% россиян сильнее всего волнуют темы, связанные с загрязнением окружающей среды, вырубкой лесов, большим количеством правильно не утилизированных отходов.
Обеспокоенные вопросами экологии россияне прикладывают немало усилий для их решения. Так, большинство опрошенных рассказали, что экономят свет и воду, изучают маркировку товаров, выбирают упаковку, пригодную для переработки. Кроме того, 84% из них отметили, что принимают участие в различных экологических и социальных инициативах.
![]() |
---|
Помимо своего личного вклада россияне возлагают ответственность за решение общественно значимых проблем на бизнес. Так, подавляющее большинство опрошенных считает, что компаниям стоит реализовывать больше социальных и экологических проектов. Согласно исследованию, проявление социальной ответственности улучшает отношение к бренду, а также помогает удерживать лояльную аудиторию, стимулировать частоту покупки, привлекать новых потребителей и т.д. Один из вариантов таких проектов — реализация компаниями и брендами различных образовательных инициатив, в том числе в партнерстве с НКО или обучающими платформами. Например, в числе таких проектов в уходящем году стал курс, разработанный «Нетологией» и косметическим брендом «Чистая Линия». Основная идея курса — помочь россиянам вести более экологичный образ жизни, прикладывая минимум усилий для этого. Так, короткие видеоролики курса учат разбираться в экомаркировке, отличать разные виды отходов и правильно их сортировать, делать экологичнее ежедневный уход за собой и многому другому. Проект стартовал с сентября 2023 года, и за это время страницу курса посетило уже около 12 тысяч пользователей.
Активных действий для решения проблем потребители также ждут и от государства — и сегодня в стране создаются для этого все необходимые условия. Например, с 2019 года реализуется национальный проект «Экология». Он направлен на решение таких проблем, как утилизация и переработка отходов, ликвидация свалок, сохранение лесов и водоемов, снижение выбросов в атмосферу, развитие экотуризма и экологического воспитания и сохранение биологического разнообразия.
Кроме этого, осенью в России прошел уже пятый «Экодиктант» — проект, который направлен на повышение уровня экологической грамотности, формирование экокультуры среди населения, а также популяризацию экознаний среди разных слоев населения. Все желающие могут заранее подготовиться к нему по материалам, представленным на официальном сайте акции, а в процессе самого диктанта — проверить свои знания и узнать новое. Ежегодно в инициативе принимают участие более 2 млн человек.
E+ Change — Е+ Чейндж, Better — Бэттэр