om1.ru
Трагедии теплохода «Полесье» — 10 лет. Как это было? Речное сообщение между Омском и Ачаиром не восстановлено до сих пор.

Трагедии теплохода «Полесье» — 10 лет. Как это было?

Речное сообщение между Омском и Ачаиром не восстановлено до сих пор.
17 августа 2023, 08:00

Трагедии теплохода «Полесье» — 10 лет. Как это было?
Фото: Om1.ru

17 августа 2013 года — чёрный день для омского судоходства. В этот день близ посёлка Новая Станица потерпел крушение пассажирский теплоход «Полесье-8», выполнявший рейс из Омска в Ачаир. Спустя ровно десять лет после катастрофы мы вспоминаем, как это происходило.

По данным сайта fleetphoto.ru, теплоход «Полесье-8» был построен на Гомельском судостроительном заводе в 1989 году. Согласно информации, которую сообщают его пользователи, судно с самого первого дня ходило по акватории Иртыша: до середины 90-х — по садовым линиям, затем некоторое время не эксплуатировалось. В 2013 году на теплоход поставили новый двигатель М-401-А1 мощностью 736 кВт, или 1 000 лошадиных сил.

Фотография 2009 года.
Источник: fleetphoto.ru, пользователь 451F.

Теплоход курсировал по выходным. Последний рейс «Полесья» отправился с причала у Речного вокзала в субботу, 17 августа, около часа дня. Утренний рейс в Ачаир отменили, зато на дневном теплоход был полностью заполнен. На борту — порядка 60 человек, в том числе 4 члена экипажа и дети. Взрослый билет стоил 600 рублей, детский билет (5-9 лет включительно) — 350 рублей. Длительность рейса — 3,5 часа.

Фотография, сделанная за день до трагедии, 16 августа 2013 года.
Источник: fleetphoto.ru, пользователь Shade_Omsk.

Примерно в 13:45 (в разных источниках время незначительно отличается — прим. ред.), в районе посёлка Новая Станица (приблизительно в 30 км южнее места отправки) теплоход врезался в баржу Б-908, ведомую буксиром РТ-817.

«Мы увидели происходящее (на реке). К сожалению, от нас это было очень далеко, не доплыть, поэтому сын Андрей снимал всё на видео. Но мы оказались прямо напротив стокнувшихся теплохода и баржи. Никакой паники я не увидел. Слышал, как примерно с минуту кричала женщина, о том, что есть пострадавшие. Однако эвакуация проходила очень быстро и слаженно.

Очень быстро всё произошло. Почти сразу же после столкновения к теплоходу подплыл тягач, поймал и заякорил теплоход, так как судно начало тонуть. Тут же откуда-то появились рыбаки на лодках, подошёл ещё один толкач. Пассажиров очень быстро вытаскивали из окон теплохода на баржу, и буквально через 15 минут всё закончилось. После этого нос «Полесья-8» ушел под воду», рассказывал порталу Om1.ru в 2013 году перевозчик Владимир Занин.

«Мы видели, как проплыл мимо теплоход «Полесье». Через минуту услышали громкий одиночный удар, вернулись к краю обрыва. Примерно в километре увидели плывущую вниз по течению баржу. Ничего необычного или странного. Лишь когда она приблизилась метров на триста, стало видно, что произошло крушение. Стали слышны крики. В воде барахтались люди», — говорил спасатель Евгений Дёмин, тоже ставший невольным свидетелем.

Уже через два часа с момента аварии стало известно о четырёх погибших — ещё двое скончались в больнице. Вероятно, их могло быть и больше, если бы не слаженная работа оперативных служб и очевидцев, пришедших на помощь. Многих из них наградили в конце 2013 года.

Цифры о пострадавших поначалу тоже разнятся. Окончательно было объявлено: травмы различной степени тяжести получили 53 человека, среди них 9 детей. Семьям шестерых погибших заплатили по полмиллиона рублей. Тяжело травмированным дали по 300 тысяч рублей компенсации, другим пострадавшим — по 100 тысяч.

Траур по погибшим объявили 21 августа, а проходивший в тот день матч 1/64 финала Кубка России между «Иртышом» и «Читой» (омичи победили со счётом 1:0) начался с минуты молчания.

Виновника трагедии определили быстро — 51-летний капитан судна Юрий Ратько. В его крови обнаружили 1 промилле алкоголя, а впоследствии стало известно, что с 1990 года Ратько из-за пьянства менял место работы около десяти раз. Причём, всякий раз с работодателями ему удавалось договориться «полюбовно», и Ратько уходил якобы «по собственному желанию».

Примечательно, что Ратько единственный, кто имел допуск к управлению «Полесьем», тогда как в штате должно быть хотя бы трое подобных рулевых.

Большой скандал в городе вызвала реакция на трагедию тогдашнего мэра Омска Вячеслава Двораковского. Во время трагедии он был в отпуске в фешенебельном отеле в Карловых Варах, но не прервал его, а вернулся на работу лишь в День знаний, через две недели.

На вопрос журналистов Двораковский ответил так:

«Вещь простая. Была суббота. Чтобы мне вылететь сюда, понадобилось бы минимум полсуток. Нужно было приобрести билет, а это выходной день. Было бы потеряно время. Учитывая то, что на пересадку в Москве было бы потрачено 6 часов, почти сутки бы пропали. Дальше это выглядело бы как популизм или суета, если бы я приехал».

Затем мэр добавил, что в то время ему «было не до отдыха». Через несколько лет оказалось, что это были не пустые слова: Двораковский тайно оплатил лечение одной из пострадавших.

Оченью 2013 года Западно-Сибирская транспортная прокуратура определила, что капитанов судов перед рейсами и после них проверяли формально, без использования алкотестеров. В роковой день, когда произошла трагедия, осмотр капитана «Полесья-8» не проводился, и в журнал были внесены фиктивные сведения о его медосмотре и допуске. Некоторое время теплоход работал без лицензии, а получил её всего за два дня до трагедии. И это ещё не все выявленные нарушения.

В итоге Омский речной порт временно лишился лицензии на пассажироперевозку и был оштрафован на 120 тысяч рублей. Лицензию, правда, удалось вернуть через апелляцию.

Ратько был сразу заключён под стражу. Следствие просило для него 7 лет лишения свободы, однако суд дал только 4,5 года в колонии общего режима. Впрочем, из этого срока он отсидел чуть больше года, после чего был отпущен по амнистии. За решётку попал и начальник службы пассажирских перевозок ОАО «Омский речной порт» Андрей Шмитбергер.

А речной маршрут из Омска в Ачаирский монастырь не восстановлен до сих пор. Теплоход «Полесье-8» был списан и разрезан, заменить его было нечем, и перевозки окончательно были отменены. В 2022 году маршрут пытались возродить на теплоходе «Заря Югры», но дальше тестовых рейсов дело так и не пошло: вероятно, пассажиров отпугивает цена взрослого билета в 700 рублей.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter