om1.ru
Предъявите паспорт: как определить хорошее топливо Мы поговорили с сотрудниками СТО, экспертами по качеству и автолюбителями о том, на что важно обращать внимание, когда заправляешь свое транспортное средство.

Предъявите паспорт: как определить хорошее топливо

Мы поговорили с сотрудниками СТО, экспертами по качеству и автолюбителями о том, на что важно обращать внимание, когда заправляешь свое транспортное средство.
20 декабря 2022, 07:30
Спецпроект

Предъявите паспорт: как определить хорошее топливо

Специалисты Росстандарта ежегодно проверяют АЗС и публикуют список недобросовестных заправок, на которых обнаружено низкое качество продукта. Однако в 2022 году в России действует мораторий на проведение контрольных мероприятий, и «тайные проверки» будут возобновлены лишь в следующем, 2023 году. В связи с этим актуальной карты «плохих» и «хороших» заправок на сегодня нет. А значит, каждый автовладелец должен более внимательно подходить к заправке машины. Советы наших экспертов — вам в помощь.

Сегодня автомобиль стал не просто средством передвижения — почти членом семьи, без которого сложно представить свою жизнь. Любая поломка авто может неожиданно и неприятно скорректировать планы своего владельца. О том, чем опасно некачественное топливо для автомобиля, мы узнали у специалиста по ремонту автомобилей омского СТО Александра Леонова. Эксперт подробно рассказал, с какими проблемами приезжают к мастерам автолюбители после неудачной заправки.

«От некачественного топлива, в первую очередь, страдает бензонасос. Если в бензине есть вода, то он может просто замёрзнуть. Самый лёгкий вариант для владельца — просто отогреть и по возможности слить этот бензин, — рассказывает эксперт. — Второй вариант, когда в бензине есть превышение примесей, масло или мелкий абразив. В этом случае возможно заклинивание или подвисание топливных форсунок. Это уже более серьёзный случай, грозит быстрым износом поршневой — не за горами капитальный ремонт. Плохое топливо для современных машин критично: их моторы рассчитаны на качественный бензин и его октан. Возможен выход из строя насоса высокого давления (если он установлен) и дорогостоящий ремонт. Не забываем про наши любимые дизельные автомобили. Одна некачественная заправка с водой, и через 500–1000 км возможен даже прогар в поршневой. Что может повлечь капитальный ремонт двигателя».

Как примеси, масло и абразив попадают в топливо?

Топливо проделывает долгий путь от нефтеперерабатывающего завода на нефтебазу, оттуда на АЗС, где уже и попадает в бак автомобиля. Оно преодолевает сотни, а то и тысячи километров, многократно перегружаясь в различные резервуары и цистерны и меняя виды транспорта. Как и в любой другой сложнейшей системе, технические сбои, к сожалению, неизбежны. Именно поэтому по мере движения нефтепродукта к потребителю его параметры должны многократно проверяться. Спецлаборатории тестируют качество прямо на заводе и перед отправкой партии с нефтебазы на АЗС.

Например, омский производитель топлива — ОНПЗ — задействует для этого лабораторный комплекс, который обеспечивает высокую точность измерений. В едином центре контроля при помощи 500 единиц оборудования применяется около 400 методов испытаний на всех этапах производства. Процесс автоматизирован, а сложные расчёты выполняет специальное программное обеспечение.

Источник фото: ОНПЗ

При проверке качества используются новейшие технологии и методики. В лабораторном комплексе существует множество отделов: хроматографических методов испытаний, цетановых чисел, октановых чисел, приготовления растворов, единый отдел управления пробоотбора. В общем, паспортизация топлива очень технологична.

Во время производства в первую очередь проверяют сырье, из которого производится продукт: нефть и газовый конденсат, различные реагенты, которые необходимы в производственном процессе.

Источник фото: ОНПЗ

Любое топливо — фактически коктейль из других продуктов, и, чтобы получился классный бензин, надо, чтобы все составляющие были высочайшего качества. Для этого на всех установках в автоматическом режиме контролируются параметры компонентов. На конечном этапе специалистами производится забор пробы из резервуара. Каждая партия продукции получает индивидуальный паспорт качества с фактическими параметрами по результатам финальной проверки перед отправкой потребителям.

На протяжении двадцати одного года безупречное качество топлива омского производства подтверждается победами на конкурсе «100 лучших товаров России».

На что обратить внимание при выборе АЗС?

Так где же бензин могут испортить? Этом могут быть непреднамеренные технические сбои либо действия недобросовестных владельцев частных автозаправок, которые могут закупать дешевые суррогаты и смешивать их с качественным топливом Евро-5. В связи с этим наибольшее доверие у профессионалов вызывают крупные автозаправочные сети известных брендов, все из-за репутации, которой эти бренды очень дорожат.

«Обычно мы рекомендуем друг другу хорошие АЗС. Это помогает избежать проблем на дороге из-за некачественного топлива», — поделился с корреспондентом Om1.ru водитель такси.

«Если плохой бензин, у меня чек сразу загорается. Раньше часто такое было. Если такое случалось, вырабатывал часть топлива и заливал сверху хороший бензин. Но в последние годы такого не замечаю, сейчас заправляюсь на автозаправках «Газпромнефть»,  — рассказывает омский автолюбитель Наиль Валитов.

Вдали от дома профессиональные водители советуют заправляться в АЗС в крупных населенных пунктах или на станциях, где обслуживаются местные жители. Скорее всего, в таком случае владельцы АЗС не рискнут разбавлять свое топливо чем попало.

Насторожиться стоит, если в пути вам встретилась автозаправка, которая располагается на отдалении от цивилизации. Также не стоит заправляться там, где цена топлива значительно ниже среднерыночной.

 
Итак, выбираем:
Автозаправку известного бренда.
АЗС, популярную среди профессиональных водителей.
Цена на топливо не должна значительно отличаться от средней по рынку.
Сотрудники станции могут предоставить оригиналы паспортов на топливо с актуальными датами — не старше недели-двух
 

Учимся читать паспорт качества топлива

Каждая партия топлива имеет свой паспорт качества. Каждому автовладельцу рекомендуется не только требовать этот важный документ, особенно на незнакомых заправках, но и научиться его понимать.

Специалисты Росстандарта и сети АЗС «Газпромнефть» совместно разработали свод простых правил, как читать паспорт качества топлива. Наглядный чек-лист поможет понять даже начинающему водителю, на какие параметры в первую очередь стоит обратить внимание, чтобы убедиться в безопасности топлива.

Итак, обратите внимание на обязательные реквизиты — наименование поставщика и его адрес. Чаще всего это ближайшая нефтебаза и в редких случаях завод, если он расположен неподалёку от точки продажи.

Смотрим на центральную строчку. Сразу под словом «паспорт» должен быть указан вид топлива. Важно помнить, что в крупных городах партия распродается в среднем за один-три дня. Поэтому, если вам на заправке предъявляют бумагу, которой несколько недель или месяцев, то это, скорее всего, подложный документ.

 
Паспорт качества — это обязательный документ, который сопровождает каждую партию топлива, поставляемую на автозаправочную станцию. Паспорт качества на последнюю поставку каждого вида топлива может размещаться на информационном стенде внутри помещения АЗС либо должен быть предъявлен сотрудником станции по первому требованию клиента. В документе указаны параметры продукта и информация о его происхождении, из которых автомобилист может узнать, кем топливо было поставлено на заправочную станцию, соответствует ли оно разрешенному в России 5-му экологическому классу («Евро-5»), действующим стандартам производства и заявленному продавцом виду, а для дизеля — ещё и сезонности, что немаловажно в зимних условиях.

Рядом с видом топлива находится строчка с информацией о ключевых характеристиках. И для дизельного топлива, и для бензина один из главных показателей — это экологический класс. Пятый класс указывается как «К5».

Массовая доля серы — это одна из важнейших строк в таблице. Фактическое значение, указанное в паспорте, не должно превышать 10 мг/кг или 10 ppm.

«Очень важно контролировать содержание серы в моторных топливах. От этого показателя в первую очередь зависит экологичность бензина, дизельного топлива и другой продукции. Из-за чрезвычайно низкой доли серы в топливе ОНПЗ она измеряется не в процентах, а в ppm — одна миллионная доля. Сегодня девять из десяти автомобилей в Омской области заправляются нашим топливом, это оказывает прямой положительный эффект на состояние городской экологии»,  — рассказал начальник лаборатории технического контроля ОНПЗ Олег Быструшкин.

Все виды моторного топлива, которые производит ОНПЗ, соответствуют пятому экологическому стандарту и отличаются высокими эксплуатационными характеристиками, гарантирующими надежную работу двигателей в различных климатических условиях. Благодаря улучшенным экологическим свойствам топливо стандарта «Евро-5» минимизирует экологическое воздействие от автотранспорта.

На что обратить внимание при заправке дизельным топливом?

Чаще проблемы с качеством ДТ у водителей возникают в межсезонье. В холодное время года обращайте внимание на параметры морозоустойчивости — это предельная температура фильтруемости. Другими словами, наиболее низкая температура, при которой дизель сохраняет текучесть и проходит через топливный фильтр.

Нужно понимать, что, если топливо, которое соответствует своему паспорту качества, застынет в пути или при усилении мороза, — за его неправильный выбор ответственность лежит на автомобилисте.

«Раньше переход на зимнее дизельное топливо не всегда проходил гладко. Бывает, не успеешь выработать межсезонку, как приходят сильные холода. Тут главное успеть добавить антигель, чтобы не замерзнуть в пути», — рассказал водитель грузового автомобиля «ГАЗ» Владимир Рыбак.

«Автопарк нашего предприятия всегда заправляется топливом «Газпром нефти». К этому бренду есть доверие. В межсезонье для подстраховки используем антигель. Но в этом году без проблем всё прошло»,  — отметил водитель КамАЗа Алексей Ермола.

 
Паспорт качества вам обязаны предъявить на АЗС по первому требованию. Если вам отказывают, паспорта нет или он якобы находится в другом месте, избегайте таких заправок.
Документ должен быть с синей печатью поставщика — нефтебазы или завода. Просто черно-белая копия не подходит.
Паспорт качества выпускается на каждую партию топлива.
По вашей просьбе сотрудник АЗС обязан сделать и выдать вам копию паспорта.
Отказ — это нарушение закона.
 
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter