Публицист
Обычно всегда нахожу в спектаклях, с чем не согласиться или то, что мне не понравилось, но в этот раз такого не будет. Положа руку на сердце, это были увлекательные полтора часа, которые я провёл в домашней обстановке, с уютной компанией и простой человеческой историей о том, как любовь и сострадание к окружающим может исцелить и направить даже сбившуюся с пути душу. Нужно ли идти на «Моя Catherina» в Дом актёра? Однозначно, да! И давайте я объясню почему.
Автор рисунка: Яна Алексеева.
Рецепт спектакля, кто ставил и играл
Автор идеи Степан Дворянкин творчески адаптировал пьесу - первоисточник под музыкальное исполнение. На сегодня «Моя Catherina» на сцене "Дома актёров" является рапсодией. Если ещё не знаете, что такое рапсодия, то в упрощенном варианте – это инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле.
Степан также был и тем, кто органично подобрал песни для передачи настроения и внутреннего мира главного героя. Вместе с изменением формы подачи постановки драмы, появилась идея того, что кошку должна играть не драматическая актриса а профессиональная балерина, как символ абсолютной грации и пластики. Поэтому в спектакль была приглашена Юлия Гизатуллина, которая присоединилась к проекту не с самого начала, но сегодня является очаровательной спутницей главного героя на сцене.
Олег Берков изначально должен быть исполнителем основной музыкальной части спектакля, но к его вокальным талантам добавилось и то, что он смог выстроить взаимоотношения героя, кошки и музыкантов, а также скомпоновать музыку и выставить свет. Благодаря ему Катерина стала структурным произведением с абсолютно четко выстроенной логикой.
Сегодня немаловажным является и присутствие на сцене ансамбля «Гитара-микс» под управлением Евгения Русинова, которые помогают создать очень уютную атмосферу на сцене.
Вот так просто и скромно о тех, кто создал это произведение, без лишних слов.
Персонажи
Александр (Степан Дворянкин) – главный герой рапсодии и по совместительству актёр. Молодой человек, которому за тридцать и который, как и все, имел свои мечты, цели, планы, но в какой-то момент в его жизни всё пошло не так. С работой не заладилось, умерла мама, ушёл от тех, кого любит и кто любит его. Ушёл, то ли потому что испугался, то ли потому что сам не знает, чего именно хочет.
Всю историю мы наблюдаем от его лица. И в самом начале мы видим человека, который просто плывет по течению. Он не встал на «кривую дорожку», не идёт по пути зла, скорее, просто погряз в бесцельности своей жизни, которая плотно уминается его алкогольным пристрастием. Человек, коих множество, который после ударов судьбы не смог найти в себе силы найти новые смыслы. Добрые поступки для него не являются чем-то чуждым, он готов делиться с миром, но до какого-то момента это всё без привязки к конкретным людям или вещам, скорее, просто абстракция добра. Его смело можно назвать «добрый малый».
В ходе постановки он открывается для нас с разных сторон, и мы видим причины, которые привели к тому, что он «потерялся». Персонаж становится глубже, мы видим его принципы, его ценности, его таланты, его боль от жизненной трагедии, обаятельную иронию над собой. И, с одной стороны, мы проникаемся Александром. В отдельных историях видим сходство с ним, потому что верится, что это настоящий живой человек, а не выдуманный персонаж. С другой – в конце по-настоящему радуемся тому, что он обрёл для себя новый смысл.
Catherina (Юлия Гизатуллина) – потерявшаяся кошка, которую на улице встретил Александр. Отмечу удивительную пластику и грациозность Юлии Гизатуллиной, у которой хоть и не было ни едой реплики, но которая в полной мере передала поведение настоящей кошки. Она своенравная, игривая, но бесконечно преданная и любящая своего… и слово «хозяин» здесь будет неуместно, скорее, друга. Поскольку отношения с Александром носят характер не иерархичный. Она имеет свою волю, которой может воздействовать и подталкивать главного героя к непростым, но правильным поступкам. Для Александра её можно сравнить с путеводной звездой.
Например, в благодарность за то, что ее забрали с улицы, она движением лапки мешает выпивать Александру, что запускает серию событий, которые приведут к тому, что молодой человек найдет себя.
Между Catherina и Александром есть настоящая химия отношений. На сцене мы видим жизнь. И здесь большая заслуга актёров.
Голос за кадром (Олег Берков) – это та самая уютная компания, которая временами исполняет хиты 2000-х, помогает Александру как-то более ярко описать события. Наиболее трогательным является спич Олега Беркова про его кошек, личная ли это рефлексия и переживание или художественный вымысел, а может, и то и другое – сказать сложно, но в этот момент у многих в зале намокают глаза.
Сюжет без спойлеров
Завязка истории проста. Случайная встреча двух потерянных (одной буквально) душ, которая становится судьбоносной. Всё оставшееся – череда небольших событий, каких-то отрывков повседневной жизни, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но исход которых несёт большие перемены с течением времени. Отказ от алкоголя, успех на работе, испорченный пиджак, история про сына.
Эта история о людях, и каждый может увидеть в ней себя. Ведь наша жизнь не состоит из ежедневных подвигов и героических поступков. Так и сюжет этого спектакля. Он о том, как проявление сострадания к ближнему преображает жизнь человека. Как изначально кажущийся незначительный выбор может привести на правильный путь. И этот выбор мы делаем каждый день.
Сцена и зал – всё одно
Импровизация в постановке даёт правильный настрой. Между зрителем и сценой нет незримой стены, поэтому спектакль ощущается как общение со старыми друзьями, которые рассказывают свою личную историю, сидя где-то на уютной квартире у одного из них поздним вечером. При этом иногда вы слушаете ваши любимые песни под гитару (и не только под гитару, скрипка просто огонь).
Важную роль в этом ощущении играет главный герой Александр (в исполнении Степана Дворянкина). Повествуя историю, он обращается в зал, комментирует отдельные события, включает зрителя в действие. И в таком повествовании история воспринимается как что-то личное, как некая рефлексия переживаний на жизненные ситуации, трагедии, утраты.
Отмечу, что всё пропитано культурным кодом, который будет особенно близок детям 90-х и 80-х. Это не значит, что другим не зайдет, просто как факт.
Итог
Если вы ещё не купили себе билет на ближайшую постановку, то у вас есть шанс это сделать сейчас. Очень приятно видеть в Омске такие душевные и теплые постановки. Это действительно сильное произведение, которое вас вдохновит, даст море эмоций и сделает немного добрей.