По словам психоаналитика Виктории Семёновой, нападать на беззащитных, драться и проявлять агрессию подростки не стали чаще — так было всегда.
«Агрессивное поведение выходит из общей социальной нормы. Подростки находятся в том периоде, когда у них происходит дезорганизация авторитетов, находящихся в психике, и непонимание своего тела. Возможен гормональный всплеск, переизбыток эмоций, с которыми они не могут самостоятельно справиться. Тогда выходит на первый план агрессия и злость — ребёнок не понимает, что творится с ним», — пояснила эксперт корреспонденту портала Om1.ru.
Она добавила, что запутавшийся в себе подросток часто ищет выходы для агрессии — находит кого-то или что-то и совершает аморальные поступки. Иногда негатив проявляется в толпе, когда личность подростка уходит на второй план.
Психоаналитик добавила, что сейчас общество чаще замечает подростковую агрессию, случаи предают огласке. На детей накладывают большую ответственность — в них люди видят будущее и то, каким общество будет дальше. В целом же, по словам специалиста, проявление агрессии, издевательство над младшими школьниками было всегда.
Любой родитель не хочет, чтобы его ребёнок становился жертвой чьей-то злости или самим агрессором. И та и другая роль может навсегда изменить жизнь в худшую сторону. Жертва будет жить с моральной травмой и неприятными воспоминаниями, агрессор же должен будет переосмыслить своё поведение для включения в общество, считает Виктория Семёнова.
«Если у ребёнка есть трамплин в виде родителей, их авторитета и опоры, то даже в период отрыва от родительской опеки подросток не потеряется. Внезапно злоба не появляется. Бывает, что подросток, находясь в определённом возрасте, ведёт себя агрессивно, но позже какой-то моральный стержень даёт ему возможность переосмыслить содеянное, и человеку становится стыдно. Если это происходит, то он входит в социум, а если нет, то дальнейший путь такого агрессора заведёт в тупик», — рассказала психоаналитик.
Виктория Семёнова считает, что подросток — это не «чистый лист», у него уже есть своя история, опыт взаимодействия с окружающим миром, родителями в индивидуальных условиях воспитания. Психоаналитик отмечает, что полученный до подросткового возраста положительный опыт поможет ребёнку избежать попадания в негативную среду.