Европейские реки в этом году серьёзно обмелели из-за засухи, и на их дне начали находить всякое. Покрышки, лодки, затонувшие корабли нацистов и, конечно же, «голодные камни». Старинные валуны, на которых местные отмечали особо сухие и неурожайные годы.
Омские реки в этом году тоже не в ударе: уровень воды стабильно держится ниже среднего и почти достиг минимума за всё время наблюдений. Значит ли это, что на поверхности показались какие-нибудь необычные штуки? Конечно же да.
И мы проплыли несколько километров по Омке специально, чтобы вам их показать.
Старый мост
|
---|
В прошлом году РЖД закончили строительство нового железнодорожного моста через Омь и в честь этого разобрали старый. Однако не все знают, что старый ж/д мост тоже когда-то был новым — а до него был самый старый. Прародитель. Патриарх.
Он располагался в километре ниже по течению и, судя по всему, стоял на ряжевых опорах — это деревянный корпус, наполненный камнями. Просто, дёшево, неэффективно. Сейчас от старых опор остались только фундаменты; всё, что было выше, снесло ледоходом и временем.
Кстати, новый платный автомобильный мост через Омку хотели строить как раз в этом месте. Ну а что: старые насыпи остались, подъезды до сих пор не застроены дачами. Удобное место.
Затонувший корабль
|
---|
Не нацистский, конечно, но тоже пугает. Кажется, что одно неловкое движение — и напорешься на какую-нибудь острую ржавую кромку. На дно он лёг совсем недавно: между 2006 и 2011, если верить спутниковым снимкам. Большая часть надстройки давно срезана, и при обычном уровне Омки затонувший катер создаёт всего лишь несколько бурунов. Однако сейчас можно разглядеть не только корпус, но и палубу, уходящую куда-то вниз, во тьму.
Разорванный водопровод
Просто пара труб, торчащих посреди реки. Проплывайте мимо, граждане, ничего необычного не происходит. На левом берегу Оми есть две аналогичных трубы, обрывающихся в никуда. Вероятно, старый водопровод, сломавшийся, когда менялась конфигурация речного дна.
Участок с трубами, кстати, был самым сложным на всём маршруте. Из-за падения уровня воды он превратился быстрый и мелкий перекат, регулярно кидающий то на отмель, то в камни. Вообще не ожидаешь увидеть что-то подобное в городской черте Омска.
Ещё один мост
|
---|
Воспоминания, фотографии и несколько свай в русле Оми — вот всё, что осталось от моста, который связывал район современного Триумфа с улицей Карла Либкнехта. Разобрали его в 80-х, из-за ветхости — и с концами. Нового моста на этом месте не появилось, хотя сейчас некоторые говорят, что он бы не помешал.
Мусор
Ну а куда же без него? Значительная часть того, что омичи бросают в реку или оставляют на берегах, в итоге уходит на дно, чтобы лежать там вечно и не портить вид. Но иногда дно наносит ответный удар…
Хорошо хоть археологи будущего порадуются.
Столетняя баржа
|
---|
Деревянные конструкции, найденные в 2020-м, при благоустройстве набережной. Баржу и остатки причальной стенки тогда планировали признать археологическим памятником, что, вероятно, спасло стоящее рядом дерево. Все другие деревья были безжалостно благоустроены.
Интересно, что год спустя в этом месте нашли артиллерийский снаряд. После находки его вновь потеряли, и можно было предположить, что он упал в воду и из-за падения уровня Оми найдётся вновь. Но не срослось.
Трубы
По дну Оми в черте города проходят десятки дюкеров. Большую часть года они от нас скрыты, и хорошо: многие выглядят очень не очень. Водоканал модернизирует их с использованием новых полиэтиленовых труб, однако ржавого великолепия в центре города пока ещё хватает.
Камни
Не просто галька какая-нибудь, а настоящие валуны. Наверняка принесены сюда человеком в рамках какой-нибудь колоссальной стройки и случайно утоплены.
Было желание достать карманное зубило и выбить на каком-нибудь из них «Если увидишь меня — плачь», но отсылка получилась бы слишком многозначной.
И мы не стали.
|
---|
Автор фото: Дарья Лубе