Проект закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» депутатам представил заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Глава Минфина отметил, что правительство руководствовалось специальными нормами федерального законодательства, регулирующего особенности исполнения бюджетной системы в 2022 году, принимало меры, обеспечивающие согласованность действий с федеральной государственной антикризисной программой.
В числе мер, принятых для решения приоритетных задач, министр назвал софинансирование выплат, введённых в 2022 году на детей от 8 до 17 лет, увеличение ассигнований дорожного фонда в связи с удорожанием строительных ресурсов, финансирование соглашений и контрактов, перешедших с 2021 года, оказание мер поддержки ЖКХ, промышленности, рынку труда, государственной IT–инфраструктуре, компенсацию удорожания объектов капитального строительства, а также формирование финансовых резервов.
Виталий Голубенко сформулировал задачи, решаемые законопроектом.
- Меры по преодолению удорожания строительных ресурсов, включающие корректировку ассигнований после ценовой актуализации проектно-сметной документации по объектам реализации 2022 года, а также ассигнования на оснащение вводимых объектов, чтобы не создавать «пустые коробки».
- Закрытие расходов по социальным обязательствам (обеспечение льготными лекарственными препаратами, компенсация недополученных доходов перевозчиков пассажирского транспорта, мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и служебным жильем, оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при газификации.
- Корректировка средств, связанных с целевыми федеральными бюджетными кредитами, выделенными на инфраструктурные проекты с учетом последних согласований.
- Формирование финансовых резервов на обеспечение возможности повышения заработной платы работников бюджетной сферы, своевременной индексации социальных выплат и компенсация дополнительных материальных затрат по государственным и муниципальным учреждениям.
Как пояснил министр, из 6,4 млрд рублей федеральной поддержки 4,171 млрд планируется направить на дорожное хозяйство:
— около 1,1 млрд руб. — на обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
— 2 млрд рублей — на финансирование иных расходов дорожного хозяйства.
Расходы предусмотрены на строительство и капремонт школ, закупку медизделий и медикаментов для системы здравоохранения.
Виталий Голубенко напомнил о решениях федерального правительства об увеличении возможностей регионов при краткосрочном кредитовании в федеральном казначействе: «Объем полученного кредита позволяет оказать поддержку Новосибирску в 3,5 млрд рублей — для замещения его кредитов перед коммерческими банками».
Комментируя доходную часть бюджета, Виталий Голубенко отметил, что при высокой прогнозной динамике зона риска в доходной части составляет порядка 16 млрд рублей, прежде всего, по платежам по налогу на прибыль, которая особенно вероятна для банковской сферы, предприятий обрабатывающей промышленности из-за нарушения производственно-логистических цепочек и для операций с коммерческой недвижимостью. Чем и продиктовано увеличение размера резервного фонда до 26 млрд рублей.
Именно на этом моменте законопроекта остановился в своем содокладе председатель бюджетного комитета Федор Николаев:
«Основной была работа с «узлом» по резервному фонду. В рекомендациях комитета — ограничение резервного фонда до шести миллиардов рублей».
Зампред комитета социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Александр Козлов внёс предложение повысить коэффициент индексации социальных выплат для ветеранов труда Новосибирской области.
Председатель комитета Игорь Гришунин указал на необходимость выполнения всех указов президента:
«14 июля у нас будет очередное заседание комитета, будем говорить об индексации выплат, в том числе, для ветеранов».
Первый вице-спикер Законодательного Собрания Андрей Панфёров поблагодарил депутатов бюджетного комитета за работу, указав на сжатые сроки, в течение которых обсуждались поправки к бюджету области.
Как пояснил в перерыве сессии глава региона Андрей Травников, над поправками работа ещё идет, хотя все принципиальные решения уже приняты.
«Первые поправки в этом году формировались на фоне высокой неопределенности. С одной стороны, нас радовали растущие доходы, с другой стороны, беспокоили прогнозы на вторую половину года. Поэтому в первом проекте поправок были заложены серьезные резервы финансовых средств на второе полугодие», — пояснил Губернатор.
После перерыва Фёдор Николаев доложил о готовности законопроекта ко второму чтению:
«Вопрос решён по резервному фонду, исходя из рекомендаций комитета. С учётом поправок он будет составлять 5,3 млрд рублей. Снижение произошло в основном за счёт высвобождения резервов, предусмотренных на индексацию заработной платы, мер социальной поддержки и материальных затрат государственных и муниципальных учреждений. Распределение на эти цели по ГРБС составило в общей сумме 15,6 млрд рублей».
Фёдор Николаев назвал и поправки, поступившие от депутатов, включающие увеличение финансирования реализации наказов избирателей и перераспределение средств депутатского фонда.
«При подготовке проекта закона ко второму чтению изменился общий объем доходов в 2022 году, с учетом изменений он составит 258,1 млрд рублей. Доходы бюджета планируются к увеличению за счет дотации (гранта) за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сумме 671,8 млн рублей. Общий объем расходов областного бюджета в 2022 году также увеличится и составит с учетом поправок — 283,2 млрд руб. (увеличение между чтениями на 2,8 млрд рублей). Дефицит областного бюджета запланирован в объеме 25,1 млрд рублей», — озвучил параметры бюджета Федор Николаев.
Председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив поблагодарил правительство и депутатов за работу над главным финансовым документом региона и подчеркнул важность бюджетной прозрачности.
«Для исключения спекуляций вокруг несговорчивого Заксобрания, чтобы все понимали — вот Губернатор внес поправку на горячее питание для школьников льготных категорий — понятно сколько, понятно куда. Внес на индексацию зарплат бюджетников — понятно сколько, понятно куда. А 26 млрд одной строкой без назначения — это нонсенс. Мы снизили ко второму чтению сумму резервного фонда до 5,3 млрд и понимаем, в чем необходимость именно такой суммы, что это за деньги. Сколько на ликвидацию ЧС, сколько на преодоление иных чрезвычайных последствий. А еще 20 миллиардов — извините, это не тысячи. Это миллиарды. И спасибо Правительству, что оно согласилось с доводами депутатов», — сказал Андрей Шимкив.
Проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» принят 23-й сессией регионального парламента в двух чтениях.