По словам и. о. министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексея Севастьянова, в регионе 101 гидротехническое сооружение, в том числе три не имеющих собственника, работа по их оформлению продолжится в 2022 году. 43 плотины и дамбы отремонтированы, в 2022–2023 году планируют ремонтировать ГТС на реке Каменке в посёлке Ленинский Новосибирского района. На ремонт и реконструкцию, оформление документации для ГТС предоставляют субсидии из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов и городских округов региона.
Среди проблемных вопросов Алексей Севастьянов назвал оформление в собственность бесхозных ГТС, расположенных на территории Искитимского, Колыванского, Каргатского, Чановского районов Новосибирской области.
Как обстоят дела на местах, пояснил первый заместитель главы администрации города Куйбышева Александр Бирюков. По его словам, капремонт водозащитной дамбы протяжённостью 32 км на территории города прошёл в 2012–2014 году, было затрачено порядка 170 млн рублей. Объекту присвоен третий класс опасности, однако в связи с изменениями в нормативно-правовой базе куйбышевское ГТС перестало соответствовать требованиям, ему присвоен второй класс опасности. Чтобы привести в соответствие, необходимы значительные денежные средства: только для разработки документации — 29 миллионов рублей.
Депутат Игорь Умербаев привёл в пример дамбу в Коченёвском сельсовете Татарского района. Её построили в 1986 году. В 2015-м оформили в собственность администрации сельсовета. В сентябре 2021 года Сибирское управление Ростехнадзора провело проверку, составило акт обследования и вынесло административное наказание.
Игорь Умербаев видит суть проблемы в том, что своих специалистов по содержанию и оформлению документации на ГТС в муниципалитетах нет, а сторонние гидротехники запрашивают значительные суммы. Нет и финансирования на содержание ГТС, хотя к ним предъявляются очень высокие требования.
Второй пример, который привёл Игорь Умербаев, — плотина озера Чаны. Если её прорвёт, опасаются жители рабочего посёлка Чистоозёрное, вода затопит дома чистоозёрцев. Хотя, по мнению депутата, там нужно всего лишь отремонтировать задвижки, чтобы можно было воду спускать.
Депутат Александр Барсуков отметил, что вопрос подтопления актуален для всей области.
«Потому что застройку вели без генерального плана. Вода оказалась практически «закупорена», и идёт постоянно подтопление жилых домов. Мы сотни миллионов рублей в эти водоотводные сооружения каждый год направляем, хотя сами эти сооружения уже не выполняют своё назначение. С каждым годом ситуация усугубляется», — высказал он свою позицию.
Депутат Денис Субботин обратил внимание на несопоставимость сумм, которые идут для реального обеспечения безопасности, ремонт ГТС и предназначенных для оформления документов. Он выступил с предложением создать государственное предприятие, в штат которого вошли бы гидротехники, инженеры, специалисты по оформлению документации. Также он считает необходимым передать ГТС в областную собственность.Тогда, по мнению депутата, все работы по обеспечению безопасности ГТС в области будут вести люди, профессионально подготовленные.
Для решения сложившейся проблемы необходимо продумать чёткий механизм, резюмировал председатель комиссии Владимир Лаптев.
«Все эти береговые сооружения должны управляться ведомством, где были бы специалисты, был бы бюджет. Только на проектно-сметную документацию нужно 35 млн рублей — где городскому бюджету, например, Куйбышева взять такие деньги? На уровне муниципальных образований, и районы на этом заострили внимание, проблему не решить. Поэтому будем все вместе этим вопросом заниматься», — резюмировал он.