автор проекта «Филологические беседы с котом Тимофеем»
«В» и «Г»
Близость в алфавите этих букв навела меня на мысль о поединке. На ринге – вежливость и грамотность. Поговорим о противостоянии, обострившемся в условиях публичной письменной речи, когда все вокруг пишут, читают и комментируют.
Представим себе пост о тяжёлой жизненной ситуации и уроках, которые извлёк из нее автор. Представим, что в тексте кто-то что-то «ложит» (именно так – «ложит», а не «кладёт»). Теперь почитаем комментарии. Очень много вот таких (и теперь я уже цитирую): Ложит, ужас!!!; Ложит ... Это всё; Неприятно, слёзы из глаз. «Ложит салфетку» – это просто шедеврально»; Не ложит, а КЛАДЁТ. Еще и пунктуация такая, что читать противно; Кладёт!!! Женщина, кладёт, ну нет сил читать; Главная героиня, займитесь сначала собой, например, почитайте словарь; и т. д. и т. п.
На чьей же стороне правда?
У грамотности – сильная позиция. Она может положиться на многостраничные словари и справочники, авторитет Розенталя, выученные в школе «ча – ща и жи – ши». Аргумент, основанный на норме, неоспорим. Как ни крути, «ложит» – ошибка.
У вежливости позиция не слабая – иная. За ней стоит человек, который может от такого «займитесь сначала собой» обидеться, расстроиться, сбиться с мысли, смутиться и т. п. Так и надо? Сначала выучи, что «кладёт», а потом иди в блогеры?
Ответить на вопрос, правильно ли говорить «ложит», легко. Нет, категорически нет! А вот ответить на вопрос, правильно ли делать замечания человеку, который говорит «ложит», уже не так просто.
В школе, когда ученик пишет, например, сочинение, он получает две отметки – за содержание и за грамотность, и они могут существенно различаться. Во взрослой жизни, если она не связана с текстопорождающей профессией, мы отвыкаем от отметок за грамотность. Мы говорим о том, что важно, нужно, интересно обсудить, и ждём реакции на содержание речи, а не отповеди за ошибки. Получив же её, непрошеную, не радуемся.
Вежливость означает заботу о собеседнике, которая включает симпатию, великодушие, нежелание ставить в неловкое положение. Привлечь внимание к ошибке в таком случае – значит быть невежливым.
Вспоминается история из учебника по культуре речи.
Режиссер ленинградского ТЮЗа А. А. Брянцев поднимает трубку: – Здравствуйте. – Здравствуйте, вам звОнит учительница русского языка... – Не верю! (бросает трубку). Через минуту снова звонок: – Здравствуйте вам звОнит учительница... – Не верю! (бросает трубку). Ещё через минуту: – Слушайте, почему вы мне не верите? Вам звОнит учительница! – Не верю, что учительница может говорить «звОнит» вместо «звонИт».
Эпизод этот призван был показать, что неграмотная речь – это плохо. Наверное, показал. Но вместе с этим явил пример и очень невежливого, если не сказать хамского, поведения. Да, ошибка, да, в речи учительницы недопустимая, но вот так бросать трубку....
Так что же, грамотность начинает и.... проигрывает? Приятно, когда вокруг все вежливые, но не хочется, чтобы все «ложили». Решение очень простое, но, боюсь, несколько утопичное. Грамотность должна стать вежливостью говорящего/пишущего. Когда грамотность из критерия оценки чужой речи превратится в требование к себе, когда придёт осознание того, что грамотная речь свидетельствует об уважении к собеседнику, закончится разруха, царящая сегодня во многих текстах. И в этой истории поединок не состоится...
P. S. После того, как я много лет чернила актёра Брянцева перед студентами, обвиняя его в хамстве, выяснилось, что он был очень хорошим человеком. Это еще раз показывает, что по одной ошибке не стоит судить о человеке.