Разговоры о возрастных нормах — не редкость для родителей. Многие родители внимательно следят за календарями развития умений, которыми дети должны овладеть к определенному возрасту. И, конечно же, приятно осознавать, что твой малыш соответствует нормам или даже опережает их.
Однако иногда развитие ребенка идет с замедлением нормального темпа физиологического, неврологического или психического развития. В зависимости от характера отставания ребенка выделяют задержку речевого развития (ЗРР), задержку психоречевого развития (ЗПРР), задержку психического развития (ЗПР), задержку моторного развития (ЗМР), задержку психомоторного развития (ЗПМР).
О причинах отставания, способах их распознавания и методах коррекции рассказывают специалисты Детского «Евромеда» врачи высшей квалификационной категории: врач-педиатр, неонатолог Гросс Елена Александровна, детский врач-невролог Дулинец Виктория Владимировна, детскому врачу-психиатру Осипкиной Ирине Петровне.
|
---|
Фото: Гросс Е. А. |
— Каковы основные причины задержки развития ребенка?
Гросс Е.А.: «Зачастую причина задержки развития не одна, а несколько. К предпосылкам возможного нарушения развития ребенка можно отнести:
- здоровье родителей: соматические и генетические заболевания родителей и родственников;
- течение беременности: обострение хронических заболеваний, перенесенные ОРЗ, тяжелые токсикозы, анемия, колебания артериального давления, сахарный диабет, инфекции, травмы;
- осложнения при родах: травматизация в родах, внутриутробная гипоксия плода, асфиксия в родах, преждевременные роды».
— Существуют ли какие-то возрастные отметки, на которые нужно обратить внимание родителям?
Дулинец В.В.: «Первые симптомы задержки развития могут проявляться в раннем возрасте. Оценка темпов развития проводится по трем параметрам:
1. Физическое развитие — увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела. Оценивается по прибавкам 4 значений (центильная таблица): рост, вес, окружность головы, окружность груди. К концу 1 года жизни ребенок должен утроить массу, прибавить роста около 25 см.
2. Формирование моторных навыков — зависит от условий жизни ребенка, в частности — от физической активности. Если ребенок длительно находится в пассивном состоянии, то его моторные навыки формируются в более медленном темпе.
3. Предречевое развитие».
|
---|
Фото: Дулинец В. В |
Появление гуления, его переход к лепету и затем к первичной речи. Ребенок произносит слоги, направленные на объект: «ма-ма», «па-па», «дай» — это лепетные слова. Показателями того, что развитие идет нормальным путем, являются звукоподражания «мяу», «гав», «му», т.е. ребенок правильно различает фонемы и у него получается артикулировать их в ответ — это формирование первичной речи.
С 1 до 3 лет происходит становление фразовой речи, переход от простых лепетных слов к первичной речи, развитие пассивного и активного словарного запас.
С 1 до 1,5 лет идет нарастание пассивного словарного запаса — от 30 до 50 слов (существительные, имена и звукоподражания — считается все вместе).
С 1,5 до 2 лет запас слов увеличивается до 100, появляются глаголы, что позволяет ребенку организовывать словосочетания. В этот же период дети осваивают устойчивые словосочетания: «один годик», «на ручки».
С 2 до 3 лет формируется фраза, к 3 годам — развернутая фраза, появляются простые предлоги и прилагательные. В этом возрасте ребенок должен научиться согласовывать слова в предложениях по падежам, по родам и частично по временам: «Я буду красное яблоко, зеленое не хочу».
Осипкина И.П.: «С 2–3 лет происходит усложнение игровой деятельности и моментов взаимодействия. Игровая деятельность: манипуляции с предметами, подражание действиям взрослых, появление сюжетной, затем ролевой игры, взаимодействие со сверстниками, умение и желание конструировать и рисовать.
Эмоциональное развитие: улыбка в ответ на улыбку взрослого, радость при встрече с близкими, смех, различение интонаций, эмоциональных состояний взрослого, огорчение, стремление разделения эмоциональных состояний с близким взрослым».
|
---|
Фото: Осипкина И. П. |
— Каковы признаки ЗРР, ЗПРР, ЗПР ЗМР, ЗМПР?
Гросс Е.А.: При ЗМР, ЗМПР ребенок не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы:
- 1 месяц — не удерживает голову;
- 3 месяца — не держит игрушку;
- 4 месяца — нет переворотов на спину;
- 6 месяцев — самостоятельно не берет игрушку, не перекладывает ее;
- 7 месяцев — нет попыток самостоятельно сесть;
- 8 месяцев — не ползет к интересующим предметам, не сидит самостоятельно;
- 9 месяцев — не сидит, не стоит у опоры, не ползает, не пьет сам из кружки;
- 1 год — не делает 1–2 шага вдоль опоры, не садится.
Признаки ЗРР, ЗПРР, ЗПР у ребенка:
- 2 месяца — не издает отдельных звуков;
- 4 месяца — нет гуления, не реагирует на звук, не поворачивает голову в сторону источника звука;
- 6 месяцев — отсутствует лепет;
- 9 месяцев — отсутствует лепет, не повторяет за взрослым слоги, не находит взглядом называемый взрослым предмет, не выполняет разученные действия, не реагирует на имя;
- 11 месяцев — отсутствуют облегченные слова;
- 1 год — в активном словаре менее 10 слов.
— Какая проводится диагностика?
Дулинец В.В: Диагностика проводится на основе информации, которую расскажут родители, и на основе коммуникации доктора с самим ребенком.
Большое значение имеет оценка артикуляционного аппарата. Врач должен выяснить, как ребенок жует и глотает, как долго он сосал соску/грудь. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляционных мышц.
Не менее важна сила речевого дыхания — дети часто болеют, и у них затруднено носовое дыхание. При ротоносовом дыхании ребенку сложно начать говорить, поскольку речь построена на выдохе.
Среди инструментальных методов исследования применяют электроэнцефалограмму.
Неврологический осмотр позволяет выявить определенные дизартрические нарушения иннервации, если предполагаются какие-то особенности развития головного мозга, встает вопрос об МРТ (1).
|
---|
Фото: Гросс Е. А. |
— Когда стоит обратиться к врачу?
Гросс Е.А.: «Ребенок должен регулярно наблюдаться педиатром с рождения. В первый год — 1 раз в месяц, на 2 году — 1 раз в 3 месяца, затем 1 раз в полгода. Родителям нужно обращать внимание и фиксировать моменты, когда ребенок начал держать голову, переворачиваться, садиться, вставать, ходить, улыбаться, гулить, говорить первые слова.
При выявлении отклонений нужно своевременно подключать профильных специалистов (невропатолог, психиатр, психолог, логопед, реабилитолог) для коррекции лечения.
Осипкина И.П.: — Основное показание для направления ребенка к специалисту — отсутствие у ребенка к 1,5 годам отдельных слов. Период с 1 до 3 лет — самый благоприятный период для развития психики и речи. В каждом возрастном периоде перед ребенком стоят определенные задачи, невыполнение которых повлечет за собой трудности усвоения новых знаний и умений на следующем возрастном этапе».
— Как проводится коррекция задержек развития у детей?
Гросс Е.А.: «Способы коррекции нарушений развития в каждом случае индивидуальны и применяются комплексно с участием нескольких специалистов. Возможно использование медикаментозных средств, питающих мозг и помогающих «дозреванию» нервной ткани. В качестве реабилитационных мероприятий назначают массаж (2), ЛФК (3), различные виды физиолечения, гидрокинезотерапии (4), логокоррекционные программы (5), нейропсихологическую коррекцию (6)».
Осипкина И.П.: «Специфика детского мозга такова, что даже его небольшое поражение не остается изолированным, как это происходит у взрослых. Такие изменения негативно сказываются на всем процессе созревания центральной нервной системы. Ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии».
Детский «Евромед»: ул. 1-я Затонская1/1.
99–15–37
Лицензия ЛО-55–01–002699 от 20.04.2020 г.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
На правах рекламы
(1) Магнитно-резонансная томография головного мозга;
(2) Общий массаж и гимнастика у детей раннего возраста, Массаж при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста;
(3) Лечебная физкультура при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга, Лечебная физкультура с использованием аппаратов и тренажеров при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга, Лечебная физкультура при заболеваниях периферической нервной системы;
(4) Гидрокинезотерапия при заболеваниях периферической нервной системы;
(5) Медико-логопедическое исследование при дизартрии, Разработка индивидуальной программы логопедической реабилитации;
(6) Магнитно-резонансная томография головного мозга.
Также предоставляются услуги нейропсихологической реабилитации и электроэнцефалографии.