om1.ru
Между ударами сердца. Омский художник-микроминиатюрист Коненко показал мастерскую, где рождаются шедевры Анатолий Коненко – известный во всём мире художник-микроминиатюрист. Его миниатюрная книга А. П. Чехова «Хамелеон» вошла в книгу рекордов Гиннесса как самая маленькая в мире. Размер произведения составил 0,9*0,9 мм.

Между ударами сердца. Омский художник-микроминиатюрист Коненко показал мастерскую, где рождаются шедевры

Анатолий Коненко – известный во всём мире художник-микроминиатюрист. Его миниатюрная книга А. П. Чехова «Хамелеон» вошла в книгу рекордов Гиннесса как самая маленькая в мире. Размер произведения составил 0,9*0,9 мм.
22 апреля 2021, 12:00
интервью

Анатолий Коненко начал работать в жанре микроминиатюры в 1981 году, и вот уже на протяжении 40 лет он не перестаёт удивлять людей своими необыкновенными произведениями искусства. Они выполнены в разных жанрах: живопись, скульптура, графика, резьба, вышивка и другое. Очень популярны миниатюрные книги в исполнении автора.

Квартира Анатолия Коненко представляет из себя мастерскую и музей одновременно. В комнате-мастерской расположены стеллажи, на которых хранится множество готовых работ и заготовок. На столе мастера, как полагается, большое количество инструментов, материалов и микроскопы с лупами. По всей квартире размещены работы: миниатюры, книги, картины. И целого дня не хватит, чтобы всё здесь рассмотреть.

Про важный выбор и дело всей жизни

— Как вы пришли к тому, что хотите быть частью микромира?

 — 40 лет назад пришла такая идея. Я учился на преподавателя, художника, графика, по-русски говоря, учителя в ОмГПУ. Я рисовал большие картины, гравюры — всё большое, традиционные вещи, как и положено. Прошло буквально несколько лет, и я поступил в ещё один университет, заочно — на изобретателя-патентоведа. Я любил что-то придумывать новое, а без этих знаний сложно. Нужно понимать, как в мире это делается. Когда я всё это понял, тогда и придумал создать в искусстве что-то новое. У нас ведь есть в мире много людей, которые что-то новое придумывают. Я подумал либо делать большое, либо маленькое.

«Если бы я делал что-то большое, то я бы старался делать как Церетели, но на это нужны средства».

 — Когда средств у тебя нет, значит, можно делать маленькое. А маленькое можно делать буквально из отходов. Проще по материалам, а вот по своей работе это сложно.

 — Если ты хочешь уйти в микромир, нужен микроскоп. Сейчас у меня есть уже несколько микроскопов. В прошлые годы это была большая проблема. Я не знал, где его найти. Тогда нельзя было купить его. Я ходил по организациям и искал, у кого можно взять микроскоп. Нашёл одну, которая напрокат дала мне прибор. Но взамен попросили им помогать. Это была Омская глазная больница. Я им помогал изготовлением инструментов и их заточкой. И это время для меня прошло не зря. Я научился делать инструменты и затачивать их.

«Приходишь в музей и видишь только готовое изделие, а вот весь процесс подготовки остаётся за кадром».

Инструментов и разных приспособлений для работы у Анатолия Коненко очень много, и они буквально находятся в разных уголках комнаты. Кисти для создания миниатюр создаются из волосинок насекомых вручную.

Инструменты, с которыми работает Коненко. 

— Ваши первые работы, что это было?

 — Самое первое, что может прийти в голову, это попробовать писать. Я взял иголочку и попробовал выцарапывать что-то маленькое. И постоянно пробовал, смогу ли я меньше сделать, находил этот предел. Самое лучшее для тренировки — это брать оргстекло или на косточках плодовых деревьев: абрикосовая, сливовая. Там её отполировать и уже гравировать, таким же путём можно писать и на рисовом зёрнышке. Рисовое — это классический вариант, это очень маленький размер — всего 6 мм. Его нужно отшлифовать, отполировать, чтобы оно прям как зеркало было. И на этой поверхности можно писать рядами в несколько строчек.

Конечно, как художнику мне было интересно попробовать рисовать. Но у меня ничего не получилось. Масляными красками ничего не получится из-за их структуры. Пробовал делать акварелью. Кисть очень маленькая, только воды набрал, начал подносить к материалу, а она сразу же высохла. Делал и палитру рядом, но тоже не получалось. Я искал технологию 12 лет, и мне пришла гениальная идея, как это сделать. Это ноу-хау называется. Я в конце концов понял, как это сделать, и у меня пошла серия работ с акварелью. Я делал копии картин. Люди знают много картин и им хочется увидеть её в маленьком формате. В то время я уже делал выставки за границей, и я начал делать по 3–4 работы местных художников. На выставке не надо показывать много работ в одной технике. Экспозиция должна быть разнообразна и хаотична.

— Над чем работаете прямо сейчас?

— Видите, сколько тут всего. (В мастерской по всему периметру расположены стеллажи, в которых хранятся не только готовые работы, но и неоконченные — прим. ред.) Здесь везде стоят работы, есть те, которые я начал делать 15 лет назад. Есть вещи, которые я начал делать сегодня и закончил через неделю. Начал делать целую серию работ из грифеля карандаша. Это новое направление, которое я освоил. Я хочу сделать в будущем что-то маленькое и действующее. У меня уже есть земной шар, который вращается, и часы. Хочется сделать в будущем что-то посложнее. Интересно создать что-то движущееся: как оно движется и работает. Надо элементы доделать для этого, которых мне не хватает. Времени очень мало. Столько праздников. В ближайшее время что-то новое на 9 Мая хочу сделать.

 

Философская сторона вопроса в создании микроминиатюр

— Расскажите, как вам удалось настроить ваше сознание на то, чтобы научиться максимально понимать и чувствовать микромир?

 — Я занимаюсь этой темой очень давно. Для начала каждый человек должен и себя изучать. Как говорится, сначала познай себя. Но люди не понимают, «что значит познай себя». Оказывается, мы просто-напросто вообще ничего о себе незнаем, потому что у нас сам агрегат — человек есть, но мы им совсем не управляем. Мы не можем управлять ни сердцем, ни потоками внутренними, ни потоками энергии и мысли. Попытайся остановить мысль? На это нужно убить годы и научиться медитировать.

Книга из глины. Сбоку по форме похожа на готический собор.

«Я очень много смотрел на то, как работает человеческая клетка и ДНК. Это просто невообразимо. Мы об этом даже не задумываемся. А ведь там всё работает само по себе».

 — Чтобы заняться миниатюрой, ты понимаешь, что это микро, что-то внутреннее и находится на микроуровне. Нужно стремиться к тому, чтобы познать его. То есть ты стремишься к этому настолько, насколько познал. Занимаясь миниатюрой, я могу научиться в процессе работать и дышать по-другому. Если ты будешь дышать обыкновенно, дыхание тебе будет мешать. Рука не должна колыхнуться, а ты дышишь, и ещё сердце начинает биться. Как сделать линию ровной? Между ударами сердца. Поймал один раз и провёл между ударами сердца. Это достигается годами. Что-то простое можно быстро научиться, а для работ посложнее нужны годы. Первые разы я очень много портил всего. Я не знаю, за сколько можно сделать работы, потому что можно переломать много. Но зато получил много опыта. Ты постоянно придумываешь новые технологии. Я медитирую и изучаю эту религию. Надо расширять свой круг знаний и сознание, тогда получится уйти в сторону.

«Если ты хочешь быть кем-то другим, уходи в сторону и начинай заниматься тем, чем никто не занимается».

 — Я когда начинаю чем-то заниматься, меня будто кто-то берёт и заставляет. Ты не можешь вырваться из-под этого. Ты захвачен и пошёл делать. Возможно, мне нужно было что-то другое делать, а мне вот было интересно: я ходил, узнавал про Королёва (Анатолий Коненко написал и выпустил книгу об омском конструкторе ракетно-космических систем Сергее Королёве, при.ред) по улицам, которые с ним связаны и по тюрьмам. Вот зачем оно мне надо было, а кому это надо вообще? Значит, через меня это должно было реализоваться. Я сделал и успокоился

О работах, которые больше всего привлекли внимание, и вдохновении.

 

— Какие, на ваш взгляд, самые «топовые» и популярные миниатюры?

— Я знаю, какие работы у меня воспринимаются как «топовые», поскольку они проверены временем. Самое первое — это подкованная блоха. Она разрекламированная, известная. У меня в голове сразу возникла эта идея. А можно ли сделать так? Хочется в реальности это увидеть. Вот увижу и сам поверю, что такое возможно. И так люди приходили на выставку и спрашивали, мол, а где блоха? А у меня её сначала не было, и потом, когда все уже затребовали, через несколько лет появилась и блоха. Потом караван верблюдов появился в ушке иголки. Она тоже очень понравилась людям. Во-вторых, люди оценили саму философию. У меня там 12 верблюдов и один погонщик.

Популярна серия живописи и целая серия графики. Потом я понял, что направление может быть топовым, то есть не одна работа, а серия. Когда приходишь в музей, ты идёшь и видишь направление: живопись, графика, скульптура, миниатюрные книги, композиции. И это тоже очень интересно. Никто не делает миниатюрные книги, которые я делаю. Потому что они делают классический вариант, привычный для нас. А вот мои книги, они необычные. Её просто в руки взял и уже интересно.

— В вашей коллекции более 400 книг, и все они уникальны. Расскажите, какие были ваши первые книги?

У меня есть переплёты в классическом стиле, а есть с невообразимым дизайном. Например, книга, которую можно прочитать, направив ультрафиолетовый цвет «Человека-невидимка». Таких книг в миниатюре никто не создавал. Есть книга Бальмонта, она сделана из костей (на фото справа). В то время были жуткие дни, соответственно, и книга такая. Сборники в грецком орехе.

Каждая книга, которую я делаю, она отличается. Либо застёжку делаю новую, либо материал беру другой. Есть книга из глины: это я где-то на берегу океана нашёл кусочек отколотого старого кувшина. Я её распилил и получилась вот такой формы книга. Как готический собор.

Самая первая книга — это Сонеты Шекспира, потом Евгений Онегин и Василий Тёркин.

Книги «Дети капитана Гранта» в бутылках

— Кстати, а что с книгой изо льда?

 — Книга изо льда успела растаять. Дело вот в чём, она не может никак выдержать ни в морозилке, нигде. Я уже что только не делал: она всё равно выветривается: испаряется. То есть тут никак физику не уберёшь. В итоге она со временем стала тоньше и тоньше, убрал в контейнер она начала покрываться снегом. Я пока не придумал как сохранить её, но, может, кто поделится идеей.

— Что за коллекция работ с миниатюрными украшениями?

 — Это целое направление: ювелирные украшения для насекомых. Они есть у меня разных размеров. Это «сказка», как они смотрятся. Под микроскопом там и золото, и камни. Это просто красиво. Когда эта идея пришла, и я пошёл к ювелирам спрашивать, как отлить маленькие шарики из золота. Показывают мне, а я им говорю: «Мне надо меньше раз в 100». А они такие не умеют. В итоге всё сделал сам. Есть даже бусы из золотых шариков на человеческом волосе.

«Я к ним прихожу, а они мне говорят, мол, нет-нет, это тебе надо к Коненко идти. Мы не знаем, как делать ещё меньше».

Бусы и серёжки на зёрнышке от яблока.

— Как вы находите идеи, что вас вдохновляет?

 — Идеи приходят по-разному. Вот я с вами сейчас говорю, и, может быть так, что идея какая-то придёт. Всякое бывает. Откуда-то приехал, куда-то пришёл, на что-то посмотрел. Просто сесть и придумать не получается. Бывает в поезде едешь, сидишь, придумываешь и ничего не придумывается. Какие-то направления могут прийти. Разнообразные встречи, они наталкивают на идеи. Их сложно придумать. Мы с сыном, когда работали вместе, у нас идеи прям сыпались. Это было нечто.

 
Справка: В 2011 году Анатолий Коненко вместе с сыном Станиславом создали самый маленький в мире аквариум, куда запустили настоящих мальков рыбок Данио рерио. На дне аквариума были камешки и водоросли. Размер миниаквариума: 30×24 х 14 мм, объём — 10 мл. На создание у авторов ушло около трёх недель. Самым сложным в процессе работы было создание микро-компрессора.

Про путешествия, лекции и выставки

— Вы много путешествуете, не считая последний год, расскажите, где вы были и с чем приезжаете в гости?

 — Меня приглашают с выставками, и я сразу «вперёд». Я был везде, начиная от США и заканчивая Японией, плюс Тайвань, Вьетнам. В каждую страны я езжу с разными работами. Допустим, еду в ОАЭ, естественно, я брал с собой портрет шейха, самое высокое здание, мечети, ну и, конечно, свои какие-то работы. Поэтому когда меня приглашают, я заранее думаю, что туда смогу привезти. К примеру, меня приглашают в город России, я сразу смотрю в интернете, что за населённый пункт и что там самое-самое интересно. Как минимум, я делаю герб и это уже сразу очень откликается у народа. Потом эту миниатюру я дарю. Если за границу еду, то смотрю какая страна, могу и портреты писателей сделать, нарисовать известных деятелей.

— Что за лекции вы проводите?

 — Меня приглашают проводить лекции. С ними я хожу не только к детям, но и по тюрьмам. Это воспринимается ну прям изумительно. Дети и заключенные слушают с интересом. Сначала трёхминутный фильм, чтобы люди поняли о чём будет речь. А дальше я показываю отдельные слайды и рассказываю о каких-либо моментах. А потом у нас происходит диалог, они задают вопросы. В конце я показываю работы вживую. Говорить это одно, а увидеть — другое.

Живопись в японском стиле на рисовом зёрнышке.

В тюрьме люди бывают разные, в ближайшее время у меня планируется встреча. Хочу им показать работы на грифеле карандаша. Я думаю, им будет это интересно. Я вот скоро пойду в ИК, хочу им сделать название их тюрьмы на грифеле.

*******

Посмотреть работы Анатолия Коненко можно в музее имени Врубеля. Экспозиция носит постоянный характер, но художник иногда добавляет новые миниатюры. Также в городе оформляются временные экспозиции, приуроченные к какому-либо празднику.

Мы предлагаем вам посмотреть ещё больше работ Анатолия Коненко в нашем фоторепортаже!

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter