om1.ru
Как не платить за разбитый товар. Инструкция для омских покупателей Свои права нужно знать, чтобы при несчастном случае их отстоять и не платить магазину за испорченное по их вине.

Как не платить за разбитый товар. Инструкция для омских покупателей

Свои права нужно знать, чтобы при несчастном случае их отстоять и не платить магазину за испорченное по их вине.
21 сентября 2020, 18:00
Инструкция

Обычная ситуация в магазине. Покупатель задевает товар на полке (абсолютно случайно), он разбивается, а к месту происшествия уже несётся кассир, который говорит о том, что неплохо за товар заплатить. Напуганный омич, который не знает своих прав бежит на кассу — отдавать деньги за повреждённое имущество. Омич, который знает свои права поступает по-другому — просит доказать его вину в суде.

Законные основания

Все просто — для договора купли-продажи (правила для которого действуют в магазине), важно, когда происходит момент передачи вещи. Вот что говорит нам Гражданский кодекс РФ:

Статья 493 ГК РФ «Форма договора розничной купли-продажи»: «… договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. …»

Однако тут есть небольшое противоречие. Пока магазин не выдал вам чек, вы не являетесь для него покупателем. Поэтому здесь применимы другие статьи. Например, ст. 1064 ГК РФ:

«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Об этом же говорят и положения закона «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».

Но в статье 1064 ГК РФ есть замечательная оговорка, которая позволяет покупателю защитить свои права, но в то же время не разрешает ему ходить и бить имущество намеренно:

«Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

То есть, если вы случайно разбили товар, то вину продавцу придётся доказывать в суде. Естественно, если вы намеренно приходите в магазин, скидываете с полок товары и бьёте их в порыве гнева в торговом зале, то платить вас заставят. Но опять — только по решению суда.

Типовые ситуации

Вот типовые ситуации, когда покупатель не обязан платить за товар:

 — во время нахождения на транспортной ленте товара, он падает и разбивается об пол;

 — покупатель достал одну банку, а остальные обрушились вниз. Вина мерчендайзера, который не закрепил товар на полках;

 — сумкой или портфелем покупатель задевает бьющийся товар. От ответственности он освобождается, если не соблюдено расстояние между проходами. Аналогично, если в середине магазина стоит большая пирамида из товаров.

 
ГOCT 51773–2001 «Poзничнaя тopгoвля. Kлaccификaция пpeдпpиятий», CHиП 2.08.02–89 «Oбщecтвeнныe здaния и coopyжeния …»
Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:
• 1,4 — при торговой площади до 100 м2
• 1,6 — при торговой площади св. 100 до 150 м2
• 2 — при торговой площади св. 150 до 400 м2
• 2,5 — при торговой площади св. 400 м2
 

При этом, если покупатель намеренно разбил товар, то за него придётся платить. Даже если условная бутылка дорогого вина выпала случайно из рук, то виноватым будет именно покупатель, а не администрация магазина, соблюдавшая все правила торговли. Также придётся возмещать убытки, если вы в торговом зале неестественно себя вели (бегали, прыгали, находились в состоянии алкогольного опьянения). Ну и, естественно, если покупатель намеренно разбил товар (например, кинул в стену), то заплатить он будет обязан.

Порядок действий после того, как товар оказался разбит

Представим, что ситуация произошла — тогда порядок действий такой:

 — требуйте у продавца жалобную книгу. В неё подробно внесите записи со всеми вашими соображениями по поводу расстояния между товарами, мокрого пола и других факторов, которые привели к такому недоразумению;

 — требуйте составления Акта о порче товара. В нём тоже подробно изложите свою позицию;

 — заручитесь поддержкой двух свидетелей — это могут быть друзья или обычные покупатели;

 — заявите, что не будете оплачивать товар. Сделаете это только после решения суда;

 — будьте спокойны и благоразумны.

Никому не показывайте свой паспорт — при составлении бумаг у вас его могут потребовать. Однако предъявлять вы его не обязаны — достаточно просто сообщить данные из него при составлении документов (если до этого дойдёт). 

На вас будут в любом случае оказывать давление не только продавцы, но и охранники магазина. Если он начнёт вести себя грубо, напомните о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. То есть, если охранник пытается грубо и с применением силы вас остановить грубо, то вы сможете потом подать заявление уже на него.

Кстати, можно и пожаловаться на действия магазина:

  • На мокрые полы, неустойчивое положение товара на полках — в Роспотребнадзор.
  • На узкие проходы, на коробки между стеллажами — в Государственный пожарный надзор.

Конечно, желаем не попадать в такие ситуации. Но иногда такое всё же происходит — поэтому знайте свои права и отстаивайте их, если они нарушены.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter