Судьба закона, фактически работающего на территории России с 2013 года, остаётся неизвестной. Проект «Россия без сирот» разработан Павлом Астаховым 8 лет назад. Он должен агитировать семьи воспитывать приёмных ребят, что поможет закрыть государственные детские дома. Результаты реформы приведены в исследовании Gorod55.
По информации, предоставленной Минобром, число сирот в Омской области сокращается ежегодно на 4%. В замещающих семьях воспитывается 91,3% сирот от общего количества ребят, оставшихся без попечительства. Увеличивается и количество приёмных родителей — 604 семьи воспитывают 1,8 тысячи детей.
В начале реформы их было на 600 меньше. Чем больше ребят проживает в семьях, тем меньше государство нуждается в детских домах. В регионе закрыто 15 из 21 одного, которые были в 2012 году. В них осталось всего 456 воспитанников, но такая цифра даёт 96% заполняемости. При этом часть учреждений будет реорганизована ещё.
Значит ли это, что реформа работает?
Отчасти да. Но как и каждой реформе на местах есть нюансы. Приёмных детей младшего возраста часто усыновляют сразу, а с ребятами, которые постарше у опекунов, возникают проблемы — причем зачастую из-за характера воспитанников. В итоге оптимизация учреждений, обладая очевидной экономией для бюджета, приводит к детским травмам.
Так, Оксана Морозова, кандидат педагогических наук, рассказывает, что смена места жительства для детей — большое горе. Их не спрашивают о том, где они хотят жить. Яркий пример произошел, когда в Омске расформировывали детский дом и переселяли детей в Тару. Городские ребята не захотели жить в «деревне» и сбежали.
С точки зрения экономии бюджетных средств реформа правильная и нужная. Ирина Маврина, завкафедрой социальной педагогики ОмГПУ, рассказывает, что на 50 детишек приходится 150 человек персонала, то есть по трое специалистов, получающих заработную плату. Семьям государство выделяет всего 10 тысяч рублей в месяц.
«Сегодня приемные семьи — просто в загоне. Если воспитывается до 12 детей, это 6 тыс. с копейками на ребенка, на старших 7,5 тыс. рублей. На это надо напоить-накормить, одежду купить, «коммуналку» заплатить, школьные поборы отдать», — приводит слова главы омского отделения «Национальной родительской ассоциации» Татьяна Николаева портал Gorod55.
В Омске выплаты ещё меньше: базовая зарплатная ставка в Омской области — 1 300 рублей на одного родителя, на ребенка составляют порядка 7 тыс. рублей. Николаева считает, что воспитание детей профессиональная деятельность. В 90-е эту систему убили, лишив взрослых педагогического стажа, отпусков, больничных и адекватных тарифов.
Приёмные семьи, помимо маленьких выплат, сталкиваются и с негативом в обществе. Считают, что приёмные дети — способ заработка. По словам Николаевой, в этом нет ничего страшного. На селе нет работы, а таким образом можно и своих детей поднять, и приёмным помочь.
Страшнее, когда от детей отказываются уже приёмные родители. В детских домах, живут дети, которые адаптировались в интернате, а некоторые просятся туда сами из приёмных семей. Считается, что вторичное сиротство — травма, но Николаева думает иначе.
|
---|
Фото: pixabay.com |
«Если ребенку некомфортно в семье, почему не перевести-то? Те ребята, которые прошли приют и детский дом, у них уже травмы нет, у них уже адаптация. Дальше только вопрос, потянется он душой к приемному родителю или нет», — приводит её слова Gorod55.
В целом, отношение к реформе неоднозначное. Однако эксперты, опрошенные порталом, сходятся во мнении, что уход от традиционных детдомов — позитивное явление. Однако в Омской области идёт уменьшение количества приёмных семей. Раньше их было по 20 в год, а сейчас всего четыре.
«И это приведет к логическому концу. Затем снова начнут открывать детдома, потом возьмутся за приемные семьи. И все начнется сначала. Мы же люди какие — сначала до основания все уничтожим, а потом будем заново строить», — полагает Николаева.