om1.ru
Это была империя! Возможно ли возрождение омского судоходства? Александр Бурков считает, что в регионе нужно возрождать судоходство. Вспоминаем, каким оно было в свои лучшие годы. И оцениваем перспективы для его возрождения.

Это была империя! Возможно ли возрождение омского судоходства?

Александр Бурков считает, что в регионе нужно возрождать судоходство. Вспоминаем, каким оно было в свои лучшие годы. И оцениваем перспективы для его возрождения.
6 декабря 2019, 16:35
Спецпроект

В своем бюджетном послании губернатор Омской области Александр Бурков, говоря об экспорте сельхозпродукции, заявил о необходимости возрождения судоходства в регионе.

«С учетом загруженности железной дороги на восток необходимо выстроить новую логистику через Северный морской путь. А это значит, обеспечить судоходство по Иртышу и Оби, возродить судостроение, сформировать парк судов-зерновозов», — отметил глава региона.

Современный омич, особенно молодой, едва ли знает о том, насколько славным было наше судоходство, к примеру, в 80-е годы, насколько выдающимися были объемы грузоперевозок. Расцвет нашего судоходства застал фотокорреспондент «Коммерческих вестей» Алексей Озеров: он окончил речное училище и долгое время служил на флоте. С друзьями-речниками он встречается и по сей день.

Здание Иртышского пароходства сегодня...

...и в 1947 году (открытка с фото М. Фрумгарца)

Алексей Озеров, фотокорреспондент «Коммерческих вестей»:

«Я захватил расцвет Иртышского речного пароходства, речь о периоде примерно с 1965 по 1985–88 годы. С 1964 по 1983 год пароходство возглавлял Николай Животкевич. В Омске были два правителя: Манякин и он. В Обь-Иртышское пароходство входили Обь, Иртыш, Обская губа; заводы, ремонтная база, суда со всеми участками. Это была империя. Иртышское пароходство занимало территорию по Иртышу от деревни клин (120 км от Омска) и заканчивалось в Обской губе перед выходом в Карское море. Более 1000 км Иртышское пароходство проходило по территории Омской области».

 
В 1982 году объем перевозок Обь-Иртышского пароходства составил 28 млн тонн. В 1987 Иртышское пароходство вышло из состава Обь-Иртышского пароходства, к 1992 году объем перевозок составлял 5 млн тонн: из-за экономического кризиса суда простаивали. К началу нового 2000-х цифры начали расти, однако уже не могли сравниться с показателями 80-х: так, в 2007 году было перевезено 1294,4 тысячи тонн грузов. Сегодня цифра установилась на отметке 1 млн. Количество сотрудников в настоящее время составляет 700 человек против 12 тысяч работников в 1983-м.

Мы обратились к Ивану Ивановичу Яновскому, который 30 лет занимал пост генерального директора Иртышского пароходства, чтобы он провел нас по славным страницам этой части омской истории.

 
Кандидат технических наук, доктор транспорта, профессор, академик Академии естественных наук РФ, Иван Яновский окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта в 1958 г. В 1952–1958 годах он был штурманом Омского речного пароходства. В период с 1958–1983 прошел путь от мастера дизельного цеха до главного инженера и директора Омского судоремонтного завода. В 1983 г. занял пост генерального директора ОАО «Иртышское речное пароходство».

Нагляднее всего наш исторический экскурс воплотился в Музее Иртышского пароходства. Музею 54 года. У него непростая история: экспонаты несколько раз перевозили, причем каждый раз переезд был вынужденным. Сначала он располагался в двух комнатах общежития Судостроительно-судоремонтного завода (ССРЗ). Затем — во дворце «Юбилейный», построенном к 50-летию ССРЗ. Потом дворец перешел в собственность области, и его решили отдать Пятому театру; музей пароходства, где насчитывалось уже 13 тысяч экспонатов, — выселить.

Предлагали спрятать ценности в фонды и раз в год проводить выставки, но Иван Яновский был против. Музей удалось разместить в здании Иртышского пароходства, но с приходом новых собственников его «попросили» и оттуда. Тогда Иван Иванович уговорил руководство Омского института водного транспорта, где профессор преподает и возглавляет кафедру, выделить помещения для музея. Сейчас экспозиция размещена в стенах учебного учреждения, хотя пока доступны далеко не все экспонаты.

Иван Яновский:

«Любые транспортные пути обеспечивают развитие региона. Река Иртыш явилась основой для создания Омска. Исполнилось 303 года с тех пор, как Петр I дал команду Бухгольцу пройти вверх по Иртышу от Тобольска и найти, как он говорил, «золотые пески». Он хотел дойти до Коряковского месторождения соли (сейчас это Павлодар), но его не пустили местные племена. Тогда Бухгольц остановился на Оми и создал крепость».

 
В 1838 году купец Наум Тюфин построил в Тюмени первый сибирский пароход «Основа», который пять лет спустя совершил свой первый грузовой рейс из Тюмени в Тобольск.

Интересно, что пароход должен был называться «Основатель», но при нанесении названия влезли не все буквы.

Кто же стал родоначальником организованного судоходства в Западной Сибири?

 
1846 год — создано первое в Обь-Иртышском бассейне специализированное предприятие «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелл и Ко».

В те годы суда строили в Таре, а вот в Омске — нет: для их изготовления нужно было дерево, а в нашем городе его не было.

На рубеже XIX и XX веков прогресс пришел и в мир сибирского пассажирского судоходства: в 1899 году в Тюмени построили круизное судно «Евгений» американского типа. Оно считалось роскошным: так, здесь были каюты 1 и 2 класса. Известны любопытные факты о «Евгении: в 1912 году на нем бежали из нарымской ссылки Иосиф Сталин и Яков Свердлов.

В 1914 году Омск пропустил в навигацию столько грузов, сколько Тюмень и Барнаул вместе взятые, стал основным портом Западной Сибири. А вот в 1918 году флот в Обь-Иртышском бассейне национализировали.

Иван Яновский:

«С приходом Колчака началось разорение флота. Красные и белые «кошмарили» друг друга и разваливали флот. Потом он потребовал серьезного восстановления».

 
1920-е годы — карские экспедиции по доставке хлеба из Сибири в Архангельск. Существовали до 1930-х годов.

В стране был город, не было нормального железнодорожного сообщения, и сибиряки решили спасать города, которые не были богаты зерном. Суда были утлые, экспедиции оказались тяжелыми, однако раз за разом жители Сибири отважно выполняли свою миссию.


В феврале 1920 года были созданы судоремонтные мастерские, которые находились в затоне на правом берегу (сегодня рядом находится парк «Зеленый остров»). Из этих мастерских и вырос огромный ССРЗ, где Иван Яновский вырос с мастера до директора завода. В том же году потребовалось создать учебные пункты для подготовки рулевых и других специалистов. С этого года берет свою историю Омское речное училище, которое в этом году отметит столетие со дня основания.

Важнейшую роль сыграл наш флот в годы Великой Отечественной войны.

 
Буксирный теплоход «Анастас Микоян», прибывший на Иртыш в 1928 году, в военные годы вводил советские корабли из портов Нарьян-Мара и Архангельска на восток Сибири.

Сергей Наумов, краевед:

«Когда я изучал историю нашего судоходства, меня больше всего поразил факт, связанный с ролью наших речников в Великой Отечественной войне. Омские суда сыграли важную роль в тыловом обеспечении. Маленький буксирчик «Анастас Микоян» вытягивал архангельские суда из-под атак немецких подлодок на тросиках, которые рвались от ветра… Я тогда много думал о том, что же чувствовали люди? Посреди северных морей, на реке, которая в этой местности не сильно отличается от океана, когда под тобой непонятно что, и сейчас торпеда прилетит. Они гоняли суда туда-сюда, чтобы их укрывать… Я считаю, что это самая героическая страница нашего судоходства».

Позже «Анастас Микоян» был переименован в «Россию». На нем служил Виктор Иванович Евдокимов, в честь которого названо Речное училище.

Виктор Иванович прошел путь от грузчика до капитана.

Важную роль в военные годы на флоте сыграли и женщины.

Иван Яновский:

«Флот не должен был стоять, а мужчины ушли на фронт. Уже в 1941 году на флоте работало 1100–1200 женщин. Вера Каргаполова всю войну проработала капитаном, экипаж был женским: и механики, и помощники, и масленщики».

Портрет Веры Леонидовны Каргаполовой

На памятнике погибшим воинам-речникам у здания Пятого театра — 187 фамилий. Подвиг этих людей по сей день вспоминают с благодарностью.

Следующий значимый этап связан с перевозкой нефтепродуктов.

 
В 1963 году освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири приводит к началу нового этапа в развитии пароходства. На следующий год в Омск доставили первые 200 тысяч тонн сырой нефти, максимальный перевезенный объем (1967) — 1,6 млн тонн.

Иван Яновский:

«В перестройку резко упали объемы. Возить нечего, людей девать некуда, что мне делать? Мы негласно пошли северным путем на моря, суда у нас были река-море. Отправили 25 судов. Звонят из министерства: «Иван Иванович, почему у вас на Черном море ваши суда?» Я говорю: «Да, мы прошли». «А почему разрешение не получили?» «Нам бы разрешение не дали». Мы пошли туда, начали там работать, в аренду сдавать, перевозить с иностранными фирмами и вовремя платить зарплату и дивиденды. До этого месяцев пять не платили зарплату как следует».

 
В 1995 году Иртышскому пароходству вручили американскую премию «Факел Бирмингама» (Birmingham Torch Award) за выживаемость в сложных экономических условиях. 

Успех пароходства складывался из отдельных трудовых подвигов. Так, в 1986 году бригадир судосборщиков ССРЗ Владимир Кимбин получил звание Героя Социалистического Труда.

По мнению Ивана Яновского, ключевое значение имеет эта цитата, размещенная на стене музея Иртышского пароходства. И она касается не только тех, кто дослужился до высокого звания.

Все, с кем нам удалось пообщаться при подготовке этого материала, одобряют идею Александра Буркова о возрождении омского судоходства. Мы понимаем, что затронутая нами тема невероятно обширна и ее невозможно раскрыть в рамках столь скромного по своим объемам материала.

Это тема, к которой можно и нужно возвращаться неоднократно, рассмотреть ее в лицах: до сих пор живы омичи, заставшие лучшие времена нашего флота. В их груди таится та самая душа, те истории, которые должны быть услышаны. Каким бы ни было будущее нашего судоходства, хочется надеяться, что оно окажется достойным своего прошлого. 

 

От редакции: Мы продолжим серию публикаций об омском судоходстве. В ближайшее время представим мнения экспертов и общественности о том, насколько возможно возродить былую империю и что для этого необходимо. 

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter