В своем бюджетном послании губернатор Омской области Александр Бурков, говоря об экспорте сельхозпродукции, заявил о необходимости возрождения судоходства в регионе.
«С учетом загруженности железной дороги на восток необходимо выстроить новую логистику через Северный морской путь. А это значит, обеспечить судоходство по Иртышу и Оби, возродить судостроение, сформировать парк судов-зерновозов», — отметил глава региона.
Современный омич, особенно молодой, едва ли знает о том, насколько славным было наше судоходство, к примеру, в 80-е годы, насколько выдающимися были объемы грузоперевозок. Расцвет нашего судоходства застал фотокорреспондент «Коммерческих вестей» Алексей Озеров: он окончил речное училище и долгое время служил на флоте. С друзьями-речниками он встречается и по сей день.
|
---|
Здание Иртышского пароходства сегодня... |
|
---|
...и в 1947 году (открытка с фото М. Фрумгарца) |
Алексей Озеров, фотокорреспондент «Коммерческих вестей»:
«Я захватил расцвет Иртышского речного пароходства, речь о периоде примерно с 1965 по 1985–88 годы. С 1964 по 1983 год пароходство возглавлял Николай Животкевич. В Омске были два правителя: Манякин и он. В Обь-Иртышское пароходство входили Обь, Иртыш, Обская губа; заводы, ремонтная база, суда со всеми участками. Это была империя. Иртышское пароходство занимало территорию по Иртышу от деревни клин (120 км от Омска) и заканчивалось в Обской губе перед выходом в Карское море. Более 1000 км Иртышское пароходство проходило по территории Омской области».
Мы обратились к Ивану Ивановичу Яновскому, который 30 лет занимал пост генерального директора Иртышского пароходства, чтобы он провел нас по славным страницам этой части омской истории.
|
---|
Нагляднее всего наш исторический экскурс воплотился в Музее Иртышского пароходства. Музею 54 года. У него непростая история: экспонаты несколько раз перевозили, причем каждый раз переезд был вынужденным. Сначала он располагался в двух комнатах общежития Судостроительно-судоремонтного завода (ССРЗ). Затем — во дворце «Юбилейный», построенном к 50-летию ССРЗ. Потом дворец перешел в собственность области, и его решили отдать Пятому театру; музей пароходства, где насчитывалось уже 13 тысяч экспонатов, — выселить.
|
---|
Предлагали спрятать ценности в фонды и раз в год проводить выставки, но Иван Яновский был против. Музей удалось разместить в здании Иртышского пароходства, но с приходом новых собственников его «попросили» и оттуда. Тогда Иван Иванович уговорил руководство Омского института водного транспорта, где профессор преподает и возглавляет кафедру, выделить помещения для музея. Сейчас экспозиция размещена в стенах учебного учреждения, хотя пока доступны далеко не все экспонаты.
Иван Яновский:
«Любые транспортные пути обеспечивают развитие региона. Река Иртыш явилась основой для создания Омска. Исполнилось 303 года с тех пор, как Петр I дал команду Бухгольцу пройти вверх по Иртышу от Тобольска и найти, как он говорил, «золотые пески». Он хотел дойти до Коряковского месторождения соли (сейчас это Павлодар), но его не пустили местные племена. Тогда Бухгольц остановился на Оми и создал крепость».
Интересно, что пароход должен был называться «Основатель», но при нанесении названия влезли не все буквы.
|
---|
Кто же стал родоначальником организованного судоходства в Западной Сибири?
В те годы суда строили в Таре, а вот в Омске — нет: для их изготовления нужно было дерево, а в нашем городе его не было.
|
---|
На рубеже XIX и XX веков прогресс пришел и в мир сибирского пассажирского судоходства: в 1899 году в Тюмени построили круизное судно «Евгений» американского типа. Оно считалось роскошным: так, здесь были каюты 1 и 2 класса. Известны любопытные факты о «Евгении: в 1912 году на нем бежали из нарымской ссылки Иосиф Сталин и Яков Свердлов.
|
---|
В 1914 году Омск пропустил в навигацию столько грузов, сколько Тюмень и Барнаул вместе взятые, стал основным портом Западной Сибири. А вот в 1918 году флот в Обь-Иртышском бассейне национализировали.
Иван Яновский:
«С приходом Колчака началось разорение флота. Красные и белые «кошмарили» друг друга и разваливали флот. Потом он потребовал серьезного восстановления».
В стране был город, не было нормального железнодорожного сообщения, и сибиряки решили спасать города, которые не были богаты зерном. Суда были утлые, экспедиции оказались тяжелыми, однако раз за разом жители Сибири отважно выполняли свою миссию.
|
---|
В феврале 1920 года были созданы судоремонтные мастерские, которые находились в затоне на правом берегу (сегодня рядом находится парк «Зеленый остров»). Из этих мастерских и вырос огромный ССРЗ, где Иван Яновский вырос с мастера до директора завода. В том же году потребовалось создать учебные пункты для подготовки рулевых и других специалистов. С этого года берет свою историю Омское речное училище, которое в этом году отметит столетие со дня основания.
Важнейшую роль сыграл наш флот в годы Великой Отечественной войны.
|
---|
Сергей Наумов, краевед:
«Когда я изучал историю нашего судоходства, меня больше всего поразил факт, связанный с ролью наших речников в Великой Отечественной войне. Омские суда сыграли важную роль в тыловом обеспечении. Маленький буксирчик «Анастас Микоян» вытягивал архангельские суда из-под атак немецких подлодок на тросиках, которые рвались от ветра… Я тогда много думал о том, что же чувствовали люди? Посреди северных морей, на реке, которая в этой местности не сильно отличается от океана, когда под тобой непонятно что, и сейчас торпеда прилетит. Они гоняли суда туда-сюда, чтобы их укрывать… Я считаю, что это самая героическая страница нашего судоходства».
Позже «Анастас Микоян» был переименован в «Россию». На нем служил Виктор Иванович Евдокимов, в честь которого названо Речное училище.
|
---|
Виктор Иванович прошел путь от грузчика до капитана. |
Важную роль в военные годы на флоте сыграли и женщины.
Иван Яновский:
«Флот не должен был стоять, а мужчины ушли на фронт. Уже в 1941 году на флоте работало 1100–1200 женщин. Вера Каргаполова всю войну проработала капитаном, экипаж был женским: и механики, и помощники, и масленщики».
|
---|
Портрет Веры Леонидовны Каргаполовой |
|
---|
На памятнике погибшим воинам-речникам у здания Пятого театра — 187 фамилий. Подвиг этих людей по сей день вспоминают с благодарностью. |
Следующий значимый этап связан с перевозкой нефтепродуктов.
Иван Яновский:
«В перестройку резко упали объемы. Возить нечего, людей девать некуда, что мне делать? Мы негласно пошли северным путем на моря, суда у нас были река-море. Отправили 25 судов. Звонят из министерства: «Иван Иванович, почему у вас на Черном море ваши суда?» Я говорю: «Да, мы прошли». «А почему разрешение не получили?» «Нам бы разрешение не дали». Мы пошли туда, начали там работать, в аренду сдавать, перевозить с иностранными фирмами и вовремя платить зарплату и дивиденды. До этого месяцев пять не платили зарплату как следует».
|
---|
Успех пароходства складывался из отдельных трудовых подвигов. Так, в 1986 году бригадир судосборщиков ССРЗ Владимир Кимбин получил звание Героя Социалистического Труда.
|
---|
По мнению Ивана Яновского, ключевое значение имеет эта цитата, размещенная на стене музея Иртышского пароходства. И она касается не только тех, кто дослужился до высокого звания.
|
---|
Все, с кем нам удалось пообщаться при подготовке этого материала, одобряют идею Александра Буркова о возрождении омского судоходства. Мы понимаем, что затронутая нами тема невероятно обширна и ее невозможно раскрыть в рамках столь скромного по своим объемам материала.
Это тема, к которой можно и нужно возвращаться неоднократно, рассмотреть ее в лицах: до сих пор живы омичи, заставшие лучшие времена нашего флота. В их груди таится та самая душа, те истории, которые должны быть услышаны. Каким бы ни было будущее нашего судоходства, хочется надеяться, что оно окажется достойным своего прошлого.
От редакции: Мы продолжим серию публикаций об омском судоходстве. В ближайшее время представим мнения экспертов и общественности о том, насколько возможно возродить былую империю и что для этого необходимо.