В законопроекте говорится о том, что нельзя высаживать пассажиров общественного транспорта, если это может угрожать их жизни и здоровью.
Также решается вопрос о том, как наказывать контролеров и кондукторов за неисполнение закона. Сегодня уже многие регионы частично ввели подобные правила и не высаживают детей-безбилетников.
В новом же проекте говорится о том, что нельзя потребовать от пассажира любого возраста, неоплатившего проезд, выйти из автобуса, трамвая или троллейбуса.
Однако закон все же предусматривает и ответственность людей, которые не смогли вовремя купить билет. Им будет выписан штраф, который можно будет оплатить позже, или его взыщут через суд.
Контролеры при принятии решения о высадке пассажира должны обращать внимание на несколько вещей: погоду на улице, личность человека (ребенок, инвалид, пенсионер) и время суток. Минтранс считает, что все-таки ночью не стоит выгонять «зайцев».
В случае нарушения закона, контролера будут наказывать по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности», которая предусматривает до одного года лишения свободы.
Алексей Алгазин, генеральный директор ООО «Бюро судебных экспертиз»:
— С точки зрения права приоритетом является жизнь и здоровье человека. Безбилетный проезд и нарушение имущественных прав не могут сравниться с ними. Высадка пассажиров в мороз, безусловно, подходит под статью «Оставление в опасности». Переохлаждение у человека с точки зрения судебной медицины наступает очень быстро: даже при температуре –5...–10, несмотря на то, что он может быть тепло одет. От этого могут наступить необратимые последствия, в том числе и летальный исход. Поэтому высаживать безбилетных пассажиров ни в коем случае нельзя. Закон должен защитить людей от недобросовестных перевозчиков и контролеров. Вообще у любого человека не должно возникнуть вопроса «высадить или нет пассажира в мороз». Но, к сожалению, из-за того, что было много подобных случаев, приходится законодательно объяснять простые человеческие вещи, которые каждый должен знать с детства.
Для транспортных предприятий должна быть в приоритете не собственная прибыль. Некоторые из них забывают о своей социальной функции — перевозке людей. Те предприниматели, которые этого не понимают, просто должны уйти из этого бизнеса.
Я считаю, что никаких существенных убытков для владельцев транспортных предприятий этот закон не принесет. Большинство людей будут по-прежнему оплачивать проезд. А ситуации, когда несколько человек не смогут оплатить проезд, никак не повлияют на финансовое состояние перевозчиков.
Сергей Томилин, исполнительный директор СРО «Омские перевозчики»:
— Я считаю, что вообще не существует проблемы высадки пассажиров в мороз. Ее просто раздувают СМИ. Это пустяковый вопрос. Уверен, что никто и без этого закона не высаживает людей, если есть риск их жизни и здоровью. Если и были какие-то единичные случаи, то это скорее исключение. Такие сотрудники были уволены. На перевозчиках этот закон никак не отразится. Наша работа не изменится.