Для тех, кто не знает: споттинг — хобби, заключающееся в наблюдении за самолетами. Некоторые люди коллекционируют марки, некоторые собирают модели, а споттеры охотятся за воздушными судами, желательно — с хорошей фотокамерой и поближе ко взлетно-посадочной полосе. Особый изыск — определить тип и бортовой номер самолета, попавшего в объектив. Для этого споттеры не жалеют времени, часами высиживая в ожидании прилетающих и улетающих объектов.
В советские времена увлечение было рискованным: любопытствующих вполне могли заподозрить в шпионаже. Но в 90-е аэропорты стали более открытыми, а с 00-х официальные споттинги для всех заинтересованных стали проходить на регулярной основе. Первое такое мероприятие в аэропорту «Омск-Центральный» состоялось в 2013 году и с тех пор проводится каждое лето.
В этот раз в омском аэропорту прошел уже четвертый по счету споттинг. Старт был дан 4 июля в 3:40 утра. Шел дождь, намечалась гроза. Конечно, это не стало препятствием: фотографы только воодушивились идеей заснять самолеты в грозовом предрассветном небе. В здании аэровокзала собрались три десятка энтузиастов, часть из которых выполняла задание редакции, часть явилась по зову сердца. Иногда эти пункты пересекались.
Несколько человек оставили свои дела в других городах, чтобы поснимать взмывающие в небо лайнеры в Омске. Если омичам пришлось всего лишь встать до рассвета, чтобы перед началом рабочего дня провести ночь в аэропорту, то гости из Новосибирска и Томска приложили куда больше усилий. Споттинг был долгожданным событием, заявки подавались за месяц.
Чтобы попасть на взлетно-посадочную полосу, фотографам пришлось пройти досмотр на КПП, затем их вместе с аппаратурой, уже в сигнальных жилетах, загрузили в автобус и повезли на «позиции». Тем временем как раз стало светать. Первым ожидался рейс из Домодедово в 5:15 — появилась возможность сфотографировать заходящий на посадку борт в первых лучах солнца.
Но сначала сделали остановку на перроне, где готовились ко взлету борты «Аэрофлота» и Royal Flight. Последний запретили фотографировать, потому что он отправлялся за границу. Среди споттеров возникла дискуссия, с чем связаны ограничения. Выяснилось, что это делается, чтобы в кадр не попали сотрудники таможенной и пограничных служб во время обслуживания самолёта. Такие правила действуют во всех аэропортах.
Зато появилась возможность с разных ракурсов «пощелкать» борт отечественного «Аэрофлота», в который как раз загружали багаж, а потом и пассажиров.
Наконец взлетно-посадочная полоса и рання пташка — лайнер «Уральских авиалиний», заходящий на посадку из московского Домодедово.
Дождь прекратился, из-за туч, в которых время от времени поблескивали молнии, начали пробиваться первые лучи. Небо окрасилось в золотистые краски.
Следом взмыл борт Royal Flight. Фотографировать его в небе вробе бы не воспрещалось, чем мы и воспользовались.
Споттеры с земли провожали самолет нацеленными объективами.
Футбольная тема этого споттинга: авиакомпании «Россия» и «Аэрофлот» представили самолеты, окрашенные в цвета футбольных клубов. Сначала прямиком из Пулково приземлился «Зенитолет» «России» с логотипом питерского клуба.
В 5:59 в рассветных лучах бело-голубой лайнер был чудо как хорош.
А «Аэрофлот» прислал Airbus A321 в цветах британского «Манчестер Юнайтед».
Поснимать ВПП дали с разных точек, куда споттеров организованно доставляли автобусом. Путь указывала бело-желтая «Волга» с надписью «Follow Me».
Посмотреть можно было и «изнаночную» сторону аэропорта. Например, вот такие удобства для технического персонала.
Заходит на посадку борт новосибирской авиакомпании S7 Airlines.
Вот он на стоянке рядом с «коллегами» из «Уральских авиалиний» и «Зенитолетом» ожидает разгрузки.
Готовится покинуть Омск петербургский «Зенитолет».
Разгружаются «Уральские авиалинии». На очереди «Аэрофлот».
Ближе к восьми утра прибыл из Симферополя Red Wings. Споттеры на дежурстве уже больше четырех часов. Еще есть порох в пороховницах.
S7 улетает, за ним идет на взлет «манчестерский» борт «Аэрофлота».
Самолет улетел, споттеры примаются за просмотр получившихся кадров.
Тем временем разгорается жаркий день, ночной непогоды нет и в помине. Теперь очередь фотографий на фоне ясного голубого неба. Пока нет самолетов, можно поснимать траву и других заскучавших споттеров.
Фотографы провожают один из последних рейсов этим утром — «ИрАэро».
Мероприятие заканчивается около десяти утра, спустя шесть с лишним часов после начала. Фотографам предстоит трудный рабочий день, но люди не унывают и щелкают аэрокадры, пока позволяет заряд батареи. Преданность отечественной авиации не знает усталости, в конце концов, шанс выпадает раз в год.
В следующем году аэропорт обещает что-то масштабное в честь юбилейнего пятого споттинга. Заинтересовавшимся пора обзаводиться камерами.