om1.ru
Мусорная эпопея и светлое будущее: на омских свалках появятся поля для гольфа В Омской области разработана территориальная схема обращения с отходами. Если все пойдет как нужно, в регионе смогут цивилизованно перерабатывать и утилизировать мусор, а не просто закапывать в землю. Составляющей процесса в обязательном порядке станет рекультивация полигонов, и чиновники уже шутят, как в будущем использовать участки.

Мусорная эпопея и светлое будущее: на омских свалках появятся поля для гольфа

В Омской области разработана территориальная схема обращения с отходами. Если все пойдет как нужно, в регионе смогут цивилизованно перерабатывать и утилизировать мусор, а не просто закапывать в землю. Составляющей процесса в обязательном порядке станет рекультивация полигонов, и чиновники уже шутят, как в будущем использовать участки.
Мусорная эпопея и светлое будущее: [на омских свалках появятся поля для гольфа]
27 декабря 2016, 09:00

 

Ситуацию, сложившуюся в сфере накопления и переработки отходов в Омском регионе, действительно можно назвать эпопеей. Последние несколько лет в области настойчиво говорят о разного рода производствах, которые помогли бы решить проблему свалок, например, тот же мусоросжигательный завод. В то же время периодически возникают скандалы о том, кому из бизнесменов и как использовать эти полигоны.

Так, на данный момент омский мусор свозится на полигон «ЖКХ Сервис», расположенный близ села Надеждино, который регулярно становится предметом войн операторов, и на Ленинскую свалку, работающую только в режиме накопления, который, к слову, не должен превышать 11 месяцев. Но ни один из этих объектов не в состоянии вести переработку, хотя из того самого мусора 70–80% может стать полезным сырьем. При этом в регионе, по данным на декабрь, насчитали 1107 несанкционированных свалок.

 
Общее количество источников образования твердых коммунальных отходов (ТКО) от населения и предприятий, не сдающих государственную отчетность в сфере обращения с отходами на территории Омской области, составляет 201 635 единиц. Общее количество отходов от них — 1 млн 158 тысяч тонн в год.

 

Территориальная схема обращения с отходами

Решать проблему взялись в целом по стране. Каждый регион должен был подготовить территориальную схему обращения с отходами, включающую их обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение, вывести нормативы накопления отходов, выбрать регионального оператора, который бы этим занимался. Задача стояла уже с 1 января 2017 ввести в связи с этим новую коммунальную услугу в квитанции местных жителей, однако реформу отложили, так как не все регионы утвердили схемы, не все документы федерального уровня подготовили. Дедлайн перенесли на 2019 год.

 
В настоящее время основные параметры территориальной схемы рассчитаны до 2026 года. Это несмотря на сдвиг срока введения. Разработка документа для Омской области заняла около года. Речь не идет об инновационных методах обращения с отходами. Пока планируется максимально перерабатывать мусор, остатки по старинке захоранивать, а затем рекультивировать земли. Внесение изменений (корректировка) действующей редакции осуществляется не чаще чем 1 раз в год. После 2026 года территориальная схема может быть пересмотрена и актуализирована.

Омская область стала одной из первых, где все же разработали и утвердили территориальную схему. Проектом занимаются совместно Региональная энергетическая комиссия (РЭК), министерство строительства и ЖКК, а курирует министерство природных ресурсов. Ранее было рассмотрено шесть вариантов деления региона. В целом кластеры, не обслуживающие город, оказались экономически непривлекательны (окупаемость зон деятельности операторов от 13 до 100,62 лет). Деление Омска также не давало экономической привлекательности большинства зон. Кроме того, для северных территорий области общий тариф составил бы свыше 620 рублей за м3. В результате было решено, что область будет представлена единым кластером для одного регионального оператора ТКО, который будет нести ответственность за всю территорию.

 
 
 
 — Территориальная схема утверждена приказом регионального Минприроды 23 сентября и согласована с Росприроднадзором РФ. В ближайшее время в нее будут вноситься дополнения и изменения. К примеру, появились участки, которые прошли процедуры согласования, чтобы быть включенными в схему. Один такой участок под мусоросортировку в районе Кировского полигона, ныне не действующего. Предварительно рассчитывали, что он будет перерабатывать 40 тысяч тонн отходов в год. Сегодня по всем показателям он готов перерабатывать 400 тысяч. Также есть изменения по понятийному аппарату, и в ближайшее время РЭК закончит все сезонные замеры. Тогда мы поймем, сколько все-таки отходов на территории Омска и районов накапливает человек, чтобы определить тариф для будущего регоператора, который будут оплачивать жители в режиме новой коммунальной услуги по вывозу ТКО.
Александр Винокуров, министр природных ресурсов и экологии Омской области

Строительство полигонов и сортировочных линий

Согласно территориальной схеме, рассчитанной на ближайшие 10 лет, в Омской области планируется строительство:

  • 7 межмуниципальных центров по обращению с отходами (в Большереченском, Калачинском, Называевском, Омском, Павлоградском, Таврическом и Шербакульском районах);
  • 5 муниципальных центров по обращению с отходами (в Оконешниковском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском, Черлакском районах);
  • 24 станции по сортировке, перегрузке отходов (в Азовском, Большереченском (2 станции), Большеуковском, Горьковском, Знаменском, Исилькульском, Колосовском, Кормиловском, Крутинском, Любинском, Марьяновском, Москаленском, Муромцевском, Нижнеомском, Нововаршавском, Одесском, Полтавском, Русско-Полянском, Саргатском, Седельниковском, Тюкалинском районах и городе Омске (2 станции).

Работы будут вестись в рамках инвестиционных программ операторов, разработанных на основе территориальной схемы. Финансирование будет осуществляться за счет средств инвесторов, тех, кто в дальнейшем будет сортировать сырье и продавать на переработку, а также средств федерального бюджета (средства в счет уплаты экологического сбора) и бюджета Омской области (в рамках региональной программы в области обращения с отходами). К реализации этой части уже приступили. Несколько сортировочных станций строится рядом с упомянутыми Кировским и Ленинским полигонами. В Минприроды полагают, что их возможно запустить уже в январе 2017 года.

 
Правительством Омской области подписаны инвестиционные соглашения с тремя компаниями. Они выразили готовность строить полигоны на территории региона. На этот счет в законодательстве говорится, если инвестор заходит, то есть возможность предоставить ему бесплатно земельный участок для строительства инфраструктуры полигона. Среди них — местный предприниматель Виталий Ольшанский. По данным Минприроды, он готов строить полигон, есть свой участок в Омском районе, соответствующий требованиям. Когда появится первый полигон, все отходы будут свозить туда, а другие будут закрыты.

В идеале современный полигон, а точнее, центр по обращению с отходами, включает мусоросортировочную линию с упаковкой, брикетированием того, что не подлежит отделению, и укладывается в тело полигона. Затем, когда полигон заполнится (а это должно произойти по расчетам властей не раньше чем через 20 лет), «происходит его рекультивация в поле для гольфа и так далее», как выразился Винокуров. Он же заметил, что сегодня в Омске сортируется только 7%, а в течение трех лет власти намерены увеличить показатель в 7–9 раз, достигнув 50–60%.

Однако сортировка становится бессмысленной, если в мусор попала органика. Поэтому на первый план выходит работа с населением, с общественным сознанием, о том, что мусор нужно сортировать, начиная от квартиры.

 
 
 
 
 — У нас неразвита система переработки. Кое-где у нас стоят контейнеры для раздельного сбора мусора — под пластик, под макулатуру. Практически большая часть жителей готова сортировать, надо только создать условия. А их должны создать управляющие компании или ТСЖ, или совместными усилиями регионального оператора. У нас сегодня дефицит макулатуры в городе. Завод гофротары закупает макулатуру в Новосибирске, Тюмени, чтобы полноценно загрузить мощности, потому что не может набрать сырье на территории области. У нас есть картонно-рубероидный завод, где одна линия простаивает, вторая линия запущена не полностью.
Александр Винокуров, министр природных ресурсов и экологии Омской области

Выбор регионального оператора

Если схема уже утверждена, то большая часть работы по определению регоператора впереди. В Омской области около 10 тысяч контейнеров, в городе — 7,5 тысячи, и со всех должен быть вывезен мусор. При этом регоператор может заключить соглашения с уже действующими операторами помельче. Однако пока на его выбор конкурс не объявлялся. Он намечен на 2017 год. Как пояснили в Минстрое, еще не все документы утверждены в Минюсте РФ, в частности, методика расчета по регулируемым тарифам в области.

 
 
 
 
 — Со своей стороны мы все подготовили. Дальше Минстрой готовит документы для проведения конкурса по выбору регоператора. Думаю, к весне пакет будет готов. Надеюсь, что процесс заработает к концу 2017 года, хотя срок дан до 2019 года. Пока я не вижу потенциальных компаний, кто зайдет на оператора. Есть проблема с абонентской службой — только человек 500 надо на обработку абонентных данных, и это все ляжет на тариф. Но потенциальные желающие есть. Мы продолжаем работать с муниципалитетами, чтобы все контейнерные площадки были занесены в схему. В дальнейшем регоператору нужно будет выстроить систему вывоза из контейнеров по мере наполнения.
Александр Винокуров, министр природных ресурсов и экологии Омской области

Зона ответственности: на ГИС-портале Омской области размещены планируемые к строительству объекты обращения с отходами, а также существующие контейнерные площадки. В настоящее время осуществляется проведение конкурентных процедур для проектирования одного межмуниципального центра обращения с отходами, в разной степени готовности находятся два муниципальных центра обращения с отходами и две мусоросортировочные станции.

Министр отметил любопытный пример, который подает микрорайон Долина нищих. Там пакет для мусора стоил 50 рублей. На нем — эмблема обслуживающей компании. Оператор вывозит мешки только с фирменной символикой. Но здесь встает другая загвоздка: где поставить контейнеры для мусора, так как последние пять лет между домами постоянно возникают споры о том, где чья территория, а ответственность за содержание контейнерной площадки возложена именно на собственника участка (или собственников, если дом многоквартирный). Поэтому там, где хозяин не определен, все возлагается на муниципалитет. Но так как местная власть естественным образом все «не вытянет», предстоит большая работа по передаче площадок под ответственность ТСЖ или управляющих компаний.

 
Согласно постановлению правительства РФ №1156, зона действия регоператора — все контейнерные площадки, занесенные в территориальную схему. Если оператор обнаруживает на подведомственной территории мусор в объеме более одного кубометра, он должен оповестить органы местного самоуправления, надзорные органы (Минприроды), а также собственника участка. Если в течение месяца свалка не ликвидирована, то это делает регоператор и в дальнейшем вправе выставить счет собственнику. «Везде есть собственник. Есть неразграниченные земли — это земли муниципалитета. Зона ответственности оператора — все незаконные свалки», — подчеркнул Винокуров.

Тарифы для омичей

Вместе с тем, до сих пор не решено, в каких единицах будет рассчитываться будущая коммунальная услуга, в которую будет входить сортировка мусора, переработка и утилизация, тогда как сейчас в тариф включен лишь вывоз ТКО. Сегодня в Омске утверждена плата от 1,7 рубля за «квадрат», которая входит в содержание жилья. В рамках новой схемы планируется измерять отходы в кубометрах с квадратного метра либо в кубометрах с человека.

 
 
 
 
 — Мы должны установить единый тариф для регоператора. Поскольку его пока нет, тарифы не для кого устанавливать. У нас заявительный принцип. Должен прийти предприниматель, показать экономику предприятия, чтобы мы посчитали его расходы, что включить в тариф, что нет. Претендентов на регоператора было несколько, но физически их пока нет, так как не было конкурса. Сейчас мы взаимодействуем с теми, кто потенциально готов участвовать, кто в этой сфере работает, по части выбора схемы расчетов тарифов. Но вместе с тем нет методики установления тарифов. Она есть в проекте, но не принята, а по опыту мы знаем, что итог с проектом часто во многом не сходится. Мы его, конечно, изучили, но находимся в режиме ожидания. К тому же не совсем ясно, как перейти от 1,7 рубля за «квадрат» к 500 за тонну. Перевод очень условный, по каждой квартире цифры получаются разные. «Квадраты» с тоннами никак не вяжутся. Если переводить на человека, то получается от 26 до 80 рублей. Несопоставимые цифры.
Ирина Безъязыкова, пресс-секретарь Региональной энергетической комиссии Омской области

В ведомстве собрали аргументы различных сторон, опросили жителей и пришли к предварительному выводу, что все же больше оснований считать количество отходов в кубометрах с человека. Другой частью работы комиссии было утвердить замеры накопления мусора. 

Замеры велись по четырем периодам года и 30 категориям объектов, среди которых, помимо жилья, объекты культурно-бытовой сферы, торговли, объекты общественного назначения и другие. По предварительным данным, в Омске в благоустроенных многоквартирных и индивидуальных жилых домах масса отходов в сутки на человека составила 0,836 кг, или 0,006 кубометра. То есть каждый омич в среднем мусорит на 6 литров. По неблагоустроенным заметно больше — 1,986 кг, или 0,008 м3 на человека. В районах предварительные расчетные нормативы по жилью в среднем равны: в благоустроенных домах 1,105 кг, или также 0,006 кубометра, в неблагоустроенных — 0,632 кг по массе, или 0,005 м3 по объему. На основании этих замеров до 1 января РЭК планирует установить нормативы и единицу измерения.

Светлое чистое будущее

Как уже отмечалось, обязательной частью совершенствования системы обращения с отходами станет восстановление земель, хранящих в себе тонны мусора, а также в территориальной схеме определен перечень несанкционированных объектов размещения отходов, подлежащих ликвидации или рекультивации. В ноябре список направили в Минприроды России для включения в госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В дальнейшем на основании него будут распределяться федеральные субсидии на ликвидацию последствий негативного воздействия. Однако пока такой реестр не сформирован.

 
 
 
 
 — Собственники участков должны в соответствии с решением суда рекультивировать земли. В том числе по омским свалкам — по Ленинской проект в стадии экспертизы, по Кировской — практически доработан. Это взяли на себя операторы отходов, хотя должен делать собственник, но договорились так. Новая территориальная схема разработана на 10 лет, также у нас есть резервы по земельным участкам — мы обеспечены лет на 50 землями под перспективные полигоны. Мы принципиально будем готовы к реализации терсхемы, когда определятся нормы накопления. Далее, договорились, что в течение 2017 года должны определить регоператора. Думаю, что в первом полугодии мы для себя срок установим, и, когда конкурсная документация будет готова, определимся с оператором ТКО. Практически все документы завершены, не все подписаны на правительственном уровне, но уже все правила игры обозначены.
Александр Винокуров, министр природных ресурсов и экологии Омской области

​Что касается ближайшей перспективы, 2017 год объявлен в стране Годом экологии. В связи с этим, как сказано в постановлении правительства РФ № 1082-р, в Омской области предусмотрено строительство межмуниципального центра обращения с отходами, а также мероприятия по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду от производств. Во-первых, монтаж оборудования для герметичного слива на существующей эстакаде сырья завода технического углерода. Во-вторых, строительство новых очистных сооружений закрытого типа на нефтезаводе.

Кроме того, есть еще один документ — постановление правительства РФ от 13 августа 2016 года № 790. Оно вносит изменения в государственную программу по охране окружающей среды на 2012–2020 годы и предполагает распределение субсидий на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. Однако размер средств, сроки предоставления до настоящего времени не определены.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter