Надо было не количеством, а качеством брать
В понедельник 3 августа омский избирком объявил, что не зарегистрирует на выборах кандидата от КПРФ Олега Денисенко. И не потому что он не сдал подписи (он их сдал), и не потому что среди них есть «неправильные» (такие действительно есть), а потому что незнание закона не освобождает от ответственности.
Оказывается, для прохождения муниципального фильтра нужно собрать подписи муниципальных депутатов как минимум с ¾ районов региона. В Омской области речь идет о 25 районах. Председатель избиркома Алексей Нестеренко разъяснил ситуацию.
Алексей Нестеренко, председатель омского облизбиркома:
— 25 июля были сданы документы, в том числе 245 подписей, среди которых 31 подпись от депутатов муниципального уровня и 1 подпись от главы района. В результате проверки подписей были засчитаны 242 достоверные подписи. Они собраны в 24 муниципальных образованиях, что меньше ¾ от необходимого охвата. Соответственно, Денисенко не хватает достоверных подписей в свою поддержку. Это является основанием для отказа в регистрации кандидата.
И тут начинаешь задумываться: почему избирательный штаб Денисенко взял в Крутинском районе только одну подпись? Да еще такую, которая в итоге оказалась «двойной». Неужели опытные политтехнологи и местные помощники москвича могли настолько несерьезно подойти к сбору подписей от депутатов? Ведь из каждого утюга говорилось, что без прохождения муниципального фильтра участвовать в выборах невозможно! В итоге будет суд. Предвыборный суд — самый быстрый суд в мире. В течение пяти дней будет вынесено решение о том, справедливо ли поступила избирательная комиссия с кандидатом от КПРФ.
Сам Денисенко для усиления своего амплуа пострадавшего поспешил заговорить о легитимности, мол не будут выборы таковыми, если он не вернется в гонку. Но есть практика, показывающая, что не у всех получается вернуться. Так, в 2014 году в республике Алтай с выборов сняли Урмата Князева из-за единственной недостающей подписи, и кандидат не смог добиться возвращения, решение избирательной комиссии в суде признали правомерным.
Мало того, не очень понятно, чем будет Денисенко в суде подтверждать свою безгрешность и правоту, потому что вся заявленная госудмовцем сенсационная информация о давлении на депутатов после проверок оказывается либо фейком, либо опровергается. Тут вообще может сложиться ситуация, что красному кандидату придется еще раз идти в суд, но уже в качестве ответчика. В этой довыборной неразберихе муниципальные депутаты начали жаловаться на угрозы и неспортивное поведение кандидата. Какие-то непонятные, неясные, туманные перспективы открываются перед москвичом.
Битый небитого везет
Пока госдумовец Денисенко продолжает свою тактику склочничества, Виктор Назаров снова ведет себя как джентльмен. Врио губернатора Омской области решил отказаться от задвоенных подписей в пользу своего красного оппонента. Но как-то вот опять не оценил широты жеста красный кандидат, достаточно ожидаемо объявив, что это все просто «пустые слова, за которыми ничего не стоит. Это расчет получить некие дополнительные баллы».
Интересно, конечно, что это за баллы. Данные соцопросов показывают, что действующий врио губернатора в рейтингах стоит значительно выше всех остальных кандидатов. Поэтому, кто тут набивает себе цену, надо еще посмотреть.
Вообще, такое отношение к поступкам Назарова — намеренно публичный отказ от помощи — уже становится отличительной особенностью красной кампании. Еще в начале июля, Назаров открыто объявил о готовности помочь кандидатам и обратился к муниципальным депутатам с просьбой поддержать всех кандидатов, красный кандидат моментально высказал свое «фи», добавив, что прекрасно справится сам... В качестве предположения, будь у Денисенко реальное желание продолжать бой за кресло губернатора, то мы вроде как должны были увидеть другую реакцию от красного кандидата, а у нас снова «фи».
Отвлечемся от красного лагеря и посмотрим по сторонам. 3 августа на официальном сайте партии «Родина» её лидер Алексей Журавлёв поздравил своего выдвиженца Андрея Дворецкого с прохождением муниципального фильтра и при этом выразил благодарность Виктору Назарову за обращение к муниципальным депутатам с просьбой поддержать альтернативных кандидатов.
Какие выводы тут напрашиваются сами собой? Тем, кто хочет реально попасть в избирательный бюллетень, дорога открыта и муниципальный фильтр не страшен. Те, кто хочет побольше чернухи и пиара, создает их. И вот тут как раз и возникает следующий вопрос, зачем нужна вся эта пыль в глаза?
О высших целях и методах их достижения
С самого-самого начала всей этой предвыборной истории говорилось о том, что КПРФ нынче уже не та. Политологи гадали как на ромашке, что же это будет: самострел или много шума. Все действия коммунистов говорили о том, что они «нарываются»: скандалы с агитационными материалами, подкупами избирателей, неправильным проведением встреч – все это дает основание говорить о том, что штаб кандидата от КПРФ пытался вывести из равновесия и власть, и избирательную комиссию, и избирателей. До самострела вроде дело не дошло, зато дошло до активной имитации упорной борьбы. Эта показуха, кстати говоря, заходит сейчас слишком далеко.
В принципе, никто не скрывает и не обманывается в ожиданиях: Омская область — регион людей спокойных и даже инертных, сложно у нас все с революциями, митингами и восстаниями. И тут внезапно появляется некая группа юных активистов, которая начинает расписывать стены. Также распространять комментарии с призывами к насилию, искусственному разжиганию конфликтов. То есть у КПРФ появился свой облегченный вариант «Правого сектора» (деятельность организации «Правый сектор»** на территории РФ запрещена)— молодежное крыло, возглавляемое Алексеем Байковым. Первыми их акциями было противодействие ЛДПР два года назад. Интересно, что и надписи, сделанные в 2013-м, и надписи, появившиеся на стенах в прошедшие выходные выполнены в одном стиле и похожим подчерком. Мало найдется наивных людей, которые поверят, что надписи — крик души, но много найдется думающих, что эта акция — оплаченный заказ.
Не отстают от молодых коллег и старшие «товарищи». На многих муниципальных депутатов от КПРФ, которые отдали свои подписи за Назарова (Людмила Айрапетян, Иван Архипов, Виктор Сыскин и другие) вновь начато давление. Причем дело доходит до реальных угроз.
И глядя на все это, хочется сказать: ребята, остановитесь. Это не нужно никому. У нас другой регион, нет такой высокой политической активности жителей. Печаль-беда в том, что Денисенко пошумит и уедет, оставив жителям города всю эту наскальную живопись. Om1.ru писал, что все это, возможно, большой праздник для интернет-троллей — подготовка, своеобразная разминка перед будущими выборами в Госдуму. И новые витки омских предвыборных открытий это только подтверждают.
Закончить хотелось бы светлой мыслью. Возможно, произойдет чудо и КПРФ сменит свою тактику, обкатанную в других регионах. Ведь выглядит красный кандидат весьма мило и дело-то хорошее затеял, судя по наружной рекламе: провести депутатскую проверку деятельности местных властей. Может отсюда пойти? Людям помогать, с коррупцией бороться, придумывать иные добрые дела, пустить энергию во благо — городу-то 300 лет на следующий год. И тогда не будут нужны такие радикальные истории.
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ
Текст: Яна Ташкеева