По данным агентства Bloomberg, в прошлом году Россия заняла 95-е место в мире по уровню здоровья населения. Отечественное здравоохранение уступает не только Кубе, Чили и Венесуэле, но также и Белоруссии с Украиной. Чем же в такой неприятной ситуации занимается российский Минздрав? Он, судя по всему, очень увлечен генерацией самых разнообразных запретов, которые вряд ли сделают россиян здоровее.
За несколько последних месяцев министерство здравоохранения успело выступить с целым букетом разнообразных инициатив запрещающего характера. Например, предлагается запретить продавать крепкий алкоголь людям, не достигшим 21 года. А заодно в министерстве поддержали идею запретить демонстрацию алкогольной продукции в витринах магазинов. Последняя по времени идея такого рода — приравнивание электронных сигарет и испарителей табака к обычным сигаретам с распространением на них всех уже существующих запретов.
Войну с электронными сигаретами неожиданно поддержали сенатор Валерий Рязанский и депутат Госдумы Николай Герасименко. Последний даже созвал пресс-конференцию под названием «Минздрав объявил войну электронным сигаретам», которую, правда, представители самого профильного министерства проигнорировали.
Возможно, чиновники от здравоохранения и сами поняли, что переборщили с запретами, ведь вейпы становятся способом курильщиков уйти от потребления сигарет и со временем, возможно, избавиться от пагубной привычки.
Но тяга запрещать у российских чиновников, похоже, в крови.
— Я не удивлен тем, что Минздрав продолжает свою политику, которую можно в целом охарактеризовать как экстремально жесткую по отношению к курильщикам, — цитирует «МК» первого зампреда Комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Артема Кирьянова. — Эта политика совершенно не отвечает интересам значительного количества граждан с привычкой курения… Запретительные моменты абсолютно перевешивают все вопросы, связанные с профилактикой, с возможными позитивными стимулами, с другими методами борьбы с курением и оздоровления населения страны в целом.
По словам Кирьянова, запрет на курение в общественных местах и ряд других санкций против курильщиков нужны для защиты случайных прохожих от вредного табачного дыма. Но в случае с вейпами и электронными сигаретами такого дыма не образуется, и поэтому возникает резонный вопрос: чем вызвана жесткость нового запрета?
Как утверждает депутат Герасименко, в Минздраве опасаются очередной эпидемии никотиновой зависимости из-за вейпов и систем нагревания табака. Но эта позиция не выдерживает критики.
— Нет ли здесь неприкрытого популизма и желания присвоить себе лавры региональных администраций, давно и успешно «подталкивающих» пользователей к уменьшению использования «умных» никотиновых приборчиков? — интересуется в своем блоге на Face****book* известный экономист, профессор Никита Кричевский. — Очень похоже, что именно популизм — главный мотив риторики основного из главных лоббистов этого запрета — сенатора Валерия Рязанского. Выплыв на должность председателя комитета Совфеда по социальной политике после прозябания в кресле депутата курской областной думы, он взялся за активное формирование собственного имиджа. Электронные сигареты (про которые он говорит, что в них враги засыпают психотропные вещества) — не единственный объект его интереса: он одинаково ретиво обсуждает запреты хостелов, воссоздание вытрезвителей и продвигает идею приемных семей для пожилых бездомных граждан. Очень разносторонний человек…
Понятно, что политикам важно быть на слуху. Очевидно, что чиновникам проще запретить, чем создать что-то новое. Но речь, на минутку, идет о здоровье населения, о благополучии простых людей, являющихся основной ценностью цивилизованного государства. Так, может быть, Минздраву вместо инициации бессмысленных запретов стоит заняться чем-то реально полезным, чтобы в новых рейтингах здоровья населения Россия добралась хотя бы до первой полусотни?
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ
** — признан Минюстом РФ иностранным агентом