На круглом столе в «Комсомольской правде» сотрудники омского отделения Фонда социального страхования РФ, министерства здравоохранения, представители медицинских учреждений и промышленных предприятий области обсуждали, как работают инновационные электронные сервисы фонда. Они внедряются в рамках программы «Перехода на цифровую экономику» и их главная задача сделать услуги, которые предоставляет фонд доступными.
— В Омской области отделением фонда успешно реализуются проекты прямых выплат пособий, в том числе на карту «МИР», электронной отчетности, информирования страхователей, электронного листка нетрудоспособности и другие, — сообщил управляющий ГУ Омским региональным отделением ФСС РФ Александр Лось. 75% омских страхователей представляют отчетность в электронном виде. Чтобы упростить контакт со страхователями и застрахованными, создан «Клиентский центр», через который в 2018 году оказано порядка 15 тыс. услуг, из них 2,1 тыс. по экстерриториальному принципу. Внедрена система SMS-информирования работодателей. На круглом столе сотрудники фонда также показали презентацию электронных сервисов Фонда «Социальный навигатор», «Открытый контракт», продемонстрировали возможности личных кабинетов, голосового помощника ФСС на платформе Yandex, которым активно пользуются омские общественные организации инвалидов.
Наша область — одна из первых внедрила сервис электронных больничных. И сейчас из 145 медицинских организаций, которые имеют лицензию, 101 выдают пациентам такие документы.
— 3 400 страхователей Омской области включились этот процесс, оформлено 55 000 листков нетрудоспособности, 3,7 тыс. медицинских работников обеспечены электронно-цифровыми подписями и успешно выдают электронные больничные пациентам, — сказала на круглом столе начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Омского отделения ФСС РФ Лада Мирошникова. Наш регион входит в двадцатку территорий с наилучшими показателями по этому сервису по всей стране. Лечебные учреждения и работодатели, а также сами омичи уже оценили все преимущества этого сервиса.
— При заполнении больничного листа исключена возможность ошибок, а это существенно экономит рабочее время, — рассказала главный бухгалтер АО «ОПО «Иртыш» Татьяна Калашникова. — Кроме того, электронный листок нетрудоспособности невозможно подделать.
Впрочем, проблема в том, что пока еще некоторые работодатели настороженно относятся к нововведению, а зря. Сотрудники крупных омских предприятий новшество оценили.
— Сотрудники завода им. Баранова очень довольны электронными больничными листами, — говорит начальник расчетного бюро Филиала «ОМО им. П. И. Баранова» ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» Евгения Лаврентьева. — Они нигде не теряются. Сотрудники отправляет эсэмэску с номером больничного, мы довольно быстро подгружает данные и оперативно передаем в соцстрах. Их оплачивают буквально через 3 дня. Это очень удобно.
— Безусловно, все наши врачи считают, что электронные больничные это очень разумно и удобно, — сказала замглавврача БУЗОО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №2» Анна Клочихина. — Но есть проблемы с работодателями, которые отказывают в их приеме, причем порой это происходит даже в бюджетных учреждениях. Представьте себе, что такое в режиме больницы скорой помощи оперирующий хирург объяснит пациенту значимость электронного больничного, получит его информированное согласие на получение электронного больничного, прооперирует пациента, выпишет, а через некоторое время тот придет и скажет, что работодатель не принимает электронный листок не трудоспособности!
— Не все страхователи до конца понимают, что они нарушают права застрахованного лица, отказывая ему в электронном листке нетрудоспособности, — поясняет Лада Мирошникова. — Причем некоторые не могут даже внятно дать основания для отказа. Поэтому во всех спорных ситуациях подключаемся мы и оперативно решаем возникшие вопросы.
Замминистра здравоохранения Омской области Министерства здравоохранения Омской области Людмила Шукиль сообщила, что в нашей области практически все лечебные учреждения подключены к медицинской информационной системе и около 12% листков нетрудоспособности выписывается в электронном виде. В целом врачи положительно оценивают внедрение этого инновационного сервиса, но пациенты иногда все же просят выдать бумажную копию электронного больничного, считая, что так надежнее. Между тем и электронный и бумажный больничный по закону имеют равную силу. Так что в случае отказа работодателя, нужно звонить в Фонд социального страхования (телефоны есть на сайте фонда) и там обязательно помогут.