Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко подвергла жесткой критике медицинскую страховую систему. Она предложила оставить только добровольное медицинское страхование, а деньги, которые выделяются на ОМС, напрямую закладывать в федеральные и региональные бюджеты, минуя никому не нужные фонды.
«Систему обязательного медицинского страхования (ОМС) в России не критикует только ленивый. По мнению многих экспертов и спикеров, она не является эффективной, справедливой и сбалансированной», — считает Дмитрий Потопальский.
Эксперт отметил, что система ОМС была создана и внедрялась в России в период, когда государство не имело возможности содержать здравоохранение только за счет бюджета. А зарубежный опыт при этом свидетельствовал, что целесообразно передать большинство функций и полномочий финансирования модели здравоохранения страховым медицинским организациям (СМО) и лишь небольшую часть функций закрепить за государством.
В начале 90-х годов реформаторы так и задумывали страховую модель финансирования системы, но государство тогда не стало рисковать и основные функции страховщика закрепило за государственной страховой организацией (ФФОМС). За СМО же, напротив, закрепили лишь часть обязанностей.
«Таким образом, модели финансирования так и не дали стать по-настоящему страховой, а СМО стали выполнять роль обычных посредников», — резюмирует Потопальский.
По его словам, одним из основных недостатков существующей модели является дефицит финансовых средств, в том числе из-за недостаточного объема страховых взносов, поступающих в ФФОМС.
Дмитрий Потопальский:
— К примеру, «теневые работодатели» за «теневых работников» страховые взносы на обязательное медицинское страхование не оплачивают, а таковых по данным Росстата более 20% от всего занятого населения в России. Свои проблемы системе ОМС «приносят» и региональные бюджеты, которые из-за нехватки средств вносят деньги за неработающих, пенсионеров и детей в неполном объеме. Кроме того, «бесплатно» системой ОМС пользуются многочисленные сотрудники правоохранительных органов.
Отсюда низкое качество предоставляемых медицинских услуг, высокий износ медицинского оборудования.
Если принять решение, что в России необходима страховая модель финансирования здравоохранения, то необходимо основные функции страховщика закрепить за СМО и максимально ограничить функции ФФОМС либо ликвидировать его вовсе. Если же решить, что в России необходимо вернуться к бюджетной модели финансирования, значит, бюджет должен будет полностью финансировать всю систему здравоохранения.
«Получится ли это?» — задается вопросом эксперт. И сам же на него отвечает: «Модель финансирования здравоохранения так и не стала в России страховой и по факту продолжает оставаться бюджетной. При этом все мы видим, что система здравоохранения сегодня не выполняет своей основной задачи — быть качественной и доступной. Именно поэтому важно в самое ближайшее время принять политическое решение и начать развивать качественное и доступное здравоохранение, применяя эффективную модель ее финансирования».
В заключени Дмитрий Васильевич рассказал, что нам важно знать о том, как по-настоящему пользоваться услугами страховых медицинских организаций, выдающих гражданам полисы ОМС.