В Первомайском суде Омска сегодня огласили содержание телефонного разговора бывшего вице-губернатора Омской области Юрия Гамбурга с экс-гендиректором компании «Мостовик» Олегом Шишовым. Выяснилось, что бизнесмен не только сам звонил чиновнику, дабы оговорить условия получения денег, но стороны даже договорились о встрече в Москве, кроме того, Юрий Гамбург даже перезванивал на мобильный владельца «Мостовика».
В ходе заседания по делу двух бывших министров правительства Омской области — главы Минфина Риты Фоминой и министра развития транспортного комплекса Омской области Олега Илюшина, обвиняемых в незаконном выделении авансов на строительство омского метро, Западного обхода и Красногорского гидроузла, всплыл любопытный телефонный разговор, состоявшийся между Шишовым и Гамбургом в 2013 году.
Напомним, что тогда ООО «НПО «Мостовик» благополучно получило из бюджета Омской области более 1,2 млрд рублей в качестве аванса на приобретение строительных материалов для указанных объектов, однако реально компания их так и не закупила, а работы не произвела. Кроме того, в том же году под видом аванса Олег Шишов получил от главы омского Минфина 205 млн рублей на строительство метро, однако реально эти деньги были потрачены на перекредитование в одном из банков страны. Причем в ходе судебного процесса выяснилось, что это все-таки Райффайзенбанк. Общий ущерб, по верси следствия, составил больше 1,4 млрд рублей.
В качестве свидетеля в суд привезли бывшего вице-губернатора Омской области Юрия Гамбурга. Он заявил, что финансовый сектор в правительстве не курировал, контрактов по этим объектам в руках не держал, объемов финансирования не отслеживал и движением средств не интересовался. Вопросом занималось «Управление по строительству Омского метрополитена», а также Казенное учреждение «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Омской области. При этом графики финансирования самостоятельно курировали Минфин и Минтранс.
Юрий Гамбург, бывший вице-губернатор Омской области:
— Они должны курировать графики. Здесь просто берут кнут и начинают хлестать. Так как любое оттягивание влечет за собой удорожание. Обязанность выплатить средства находится у распорядителя бюджета, а право — у подрядчика. Графики они курируют, а остальное все прописано в контракте.
Представитель прокуратуры поинтересовался у Гамбурга, в связи с чем к нему обратился в 2013 году Шишов. Далее портал Om1.ru приводит краткую стенограмму допроса бывшего чиновника, где Юрий Гамбург обозначен как Г., а представитель прокуратуры — как П.
П. В связи с чем и когда обратился к вам Шишов?
Г. Что это такое? Вы напомните, что именно?
П. Аванс выделен был.
Г. Все, все, вспоминаю. Я был на выезде. Руководитель аппарата принес телефон. Шишов говорил, что ему необходимо получить аванс, мол, они его не получали. Я сказал, что я на совещании вполуха слушал. Почему ко мне обратился Шишов? Виктора Ивановича (Назарова, губернатора Омской области, — прим. ред.) не было, и он позвонил мне. Еще раз говорю: во все, что связано с финансированием, никто не лез, кроме губернатора. И все предусмотрено контрактом. Когда я вернулся я спросил у Риты Францевны, в чем дело было и почему звонил Шишов. Она сказала, что ему нужен был аванс. Шишов мне звонил и просил аванс. Это его право, а на какие цели — это уже его ответственность. Сумму не помню. Финансированием я никогда не занимался в этой части.
П. Знали ли вы цифры бюджета?
Г. Нет. Я знал только ситуацию в целом. Оперативной обстановкой не владел.
П. Шла ли в разговоре с Шишовым речь о том, что деньги надо будет вернуть?
Г. Не помню такого. Авансовые платежи не могут быть возвратными, насколько я понимаю. Никому должностных поручений я не давал после того разговора с Шишовым. Даже если бы я хотел дать указания Фоминой, я не имел права давать поручений по финансам. С Илюшиным я не разговаривал о выборе средств в рамках строительства метро.
П. И выдели ли аванс в итоге?
Г. Меня не ставили в известность. Когда я был у губернатора — то я что-то слышал на эту тему, или кто-то еще докладывал. Были платежи или возвращался аванс — это только на уровне слухов для меня. Не помню.
Что касается Гидроузла, то Гамбург отметил, что он курировал программу 2040 в целом, и эти объекты туда входили. Причем гидроузел всегда был проблемный и находился на контроле у правительства.
На большинство вопросов свидетель Гамбург отвечал «не помню» и «не знаю», однако в ходе заседания суд все-таки огласил часть разговора между бизнесменом и чиновником.
Олег Шишов, гендиректор НПО «Мостовик» (звонок вице-губернатору Юрию Гамбургу):
— Юрий Викторович, у меня ситуация такая серьезная. Меня подвел один партнер. Сказал об этом полтора часа назад только. Помогите, ради бога, спасти нас. Поэтому обратился с крайней просьбой. Аванс по метро я потом отдам. Как ошибочные эти деньги потом возвращаю.
Через время Гамбург перезванивает бизнесмену, и в ходе телефонного разговора звучат слова «Райффайзенбанк» и «перекредитоваться».
Олег Шишов, гендиректор НПО «Мостовик» (ответный звонок от вице-губернатора Юрия Гамбурга):
— Чувство, когда тебя обворовывают, самое мерзкое. Этот Райфайзенбанк. 27 раз просили: «Вы к нам обращаетесь, все нормально, давайте перекредитуемся, у вас не будет плохой кредитной истории». Белые и пушистые. Мы там другие средства взяли, в облбюджете взяли, загасили, а те — ф*г вам. Я за сегодня двадцать пять погасил. На зарплаты там и прочее. Завтра подходят еще. До первого числа погашу все. Дальше Шишов и Гамбург договариваются о встрече в Москве. А вот когда и где она состоялась и была ли вообще — на суде не разглашалось. Но, несмотря на существование записи телефонного разговора между ним и Шишовым, сделанной в результате так называемого оперативного наблюдения ФСБ, бывший вице-губернатор Юрий Гамбург совершенно четко обозначил сегодня свою позицию: о перекредитовании он ничего не знал, деньги выделялись в качестве аванса на законных основаниях, а дальнейшее — уровень ответственности самого «Мостовика» и тех людей, которые им руководили в тот момент.