Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заинтересовалась сделками, когда НПФ входили в капитал банков. Она пояснила, что вложения пенсионных накоплений в акции, включая банки, — «нормальная форма инвестирования, если это хорошие компании», но «важно, чтобы эти сделки были рыночные».
Эльвира Набиуллина, глава ЦБ:
— Мы получили информацию и от пенсионных фондов, и от банков, и, если у нас будет сомнение по поводу рыночной сделки, акционеры НПФ должны будут принять решения, чтобы защитить права инвесторов.
Как пишут «Ведомости», поводом для заинтересованности ЦБ стала сделка Промсвязьбанка — в мае Алексей и Дмитрий Ананьевы продали чуть менее 10% акций банка НПФ «Будущее» и еще столько же — трем фондам группы «Бин» Микаила Шишханова. Сумма каждой сделки — 6,9 млрд рублей, что соответствует оценке банка в 1 капитал: в итоге Промсвязьбанк был оценен дороже Сбербанка, который торгуется с коэффициентом 0,74 капитала.
При этом группа «Бин» и Промсвязьбанк настаивают, что фонды купили акции по более скромной оценке: Ананьевы внесли вырученные деньги в капитал (в виде имущественного взноса), так что коэффициент получился меньше — 0,83 капитала.
Отметим, что в мае частные НПФ получили около 500 млрд рублей новых денег и стали искать, куда их вложить. Как говорят источники издания, ряд частных банков, участвующих в программе докапитализации по программе ОФЗ, получили от пенсионных фондов предложение. «Суть такая: «Вам нужен акционерный капитал (акционеры должны дать половину суммы, которую даст государство), мы готовы его предоставить — но с гарантией дохода и выхода через 2–3 года», — объясняют собеседники. По сути, это долговое финансирование, но формально эмитент получает акционерный капитал.
Руководитель среднего НПФ:
— Предлагалось, что через три года фонд продает акционеру банка свой пакет акций по цене, соответствующей доходности в 11% годовых, еще 8–9% годовых — выплаты сверх цены акций, за периметром сделки — условно плата акционерам фонда за своевременную поддержку.
Однако предствители группы «Бин» и Промсязьбанка это не подтверждают.
ЦБ не комментирует, по каким критериям оценивает рыночную цену в случае с Промсвязьбанком. По словам представителя ЦБ, Банк России «осуществляя надзор за НПФ, прежде всего обращает внимание на соблюдение интересов клиентов фонда». «Если будет установлено, что в результате сделки оказались ущемлены их интересы, ЦБ будет добиваться компенсации их потерь за счет акционеров НПФ», — говорит он.