Продовольственное эмбарго Россия ввела 7 августа 2014 года в отношении продукции из США, Канады, стран ЕС, Норвегии и Австралии в ответ на антироссийские санкции этих стран. В санкционный список вошли разные виды мяса, рыба, ракообразные, моллюски, овощи, фрукты, молоко, а также его производные — сыры и творог. Появились опасения, что местные производители не справятся с импортозамещением. Однако вслед за этим правительство Омской области сообщило, что наш регион является самодостаточным для производства основных сельскохозяйственных продуктов и санкции для Омска не сыграют никакой роли. С тех пор в регионе проводятся мероприятия, направленные на проверку торговых точек на наличие санкционной продукции.
Марина Бойко, заместитель начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области:
— С 19 августа по настоящее время обнаружен ряд продуктов, которые попали под санкции, но тем не менее были в реализации. Это твердый сыр «Сваля», польские яблоки, сыр «Маасдам», виноград. Вместе с тем довольно часто выявляется обезличенная продукция, то есть без маркировочных ярлыков и других сопроводительных документов. Такая продукция не подлежит никакой экспертизе, сразу изымается и забраковывается.
Кроме того, есть проблема несоответствия информации о продукции на ценниках с реальными данными.
Расим Галямов, заместитель министра экономики Омской области:
— Именно такие нарушения выявлялись, когда прокуратурой Омской области организовывались рейды, куда входили и сотрудники Роспотребнадзора, и Минэкономразвития. Необоснованного роста цен не было, а были распространены несоответствие цены на ценнике и на кассе, несоответствие страны производителя. К ответственности были привлечены и сети, и товаропроизводители.
Однако, по его словам, главное, что, во-первых, в регионе удалось избежать необоснованного роста цен, во-вторых — не допустить дефицита продукции на прилавках. Начальник отдела переработки и товарного рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Константин Цыпленков заверил, что регион может сам себя обеспечивать основными продуктами в полном объеме. Так, по молоку, мясу, зерну, картофелю производство превышает потребление. По самообеспечению овощами не все так гладко, поэтому из стран ближнего зарубежья осуществляются поставки.
В целом отмечается рост рынка производителей, рассказал замминистра экономики. По его словам, за последние два месяца производство мяса и субпродуктов выросло на 128%, колбасных изделий — на 104%. Единственное, снизились объемы производства хлебобулочных и кондитерских изделий, по остальным видам производства отмечается рост, причем значительный, добавила руководитель департамента развития потребительского рынка министерства экономики Омской области Ирина Баранова.
|
---|
С момента введения продовольственного эмбарго действия органов власти даже больше, чем раньше, направлены на поддержание местных производителей. |
В общем, полагает Галямов, «ситуация с санкциями в большей степени подстегнула производителей, чтобы повышать качество, от чего потребитель только выиграл». При этом он отметил, мировые производители осуществляют свою деятельность на таком уровне, до которого омскому бизнесу еще нужно расти.
Расим Галямов:
— Санкции нам показывают, что, с одной стороны, есть положительные моменты: увеличение доли омских товаропроизводителей, сети работают над качеством, увеличивают проектные мощности. С другой стороны, мы бы хотели конкурировать на международном уровне, и сейчас нам, возможно, это не всегда удается. Еще один минус — из-за санкций мы получили рост цен.
Чиновник пояснил, что под необоснованным ростом цен подразумевается злоупотребление доминирующим положением производителя либо торговой сети в условиях несовершенной конкуренции. По данным Минэкономики, в регионе не наблюдалось высокой динамики роста цен. Были отдельные случаи, например, с завышенной стоимостью сахара, но все они фиксировались и служили основанием для возбуждения дел.
Расим Галямов:
— В первую очередь мы фиксировали рост цен по овощам и фруктам и отдельную динамику цен на гречку, мясо кур и другие продукты. При этом всегда реагировали на необоснованное увеличение стоимости. Вся полученная информация направлялась в Минпромторг, прокуратуру и УФАС.
Что касается уровня цен в будущем, то ИПЦ (индекс потребительских цен) наглядно показывает и подтверждает факт замедления динамики роста цен, рассказала Баранова.
Ирина Баранова, руководитель департамента развития потребительского рынка министерства экономики Омской области:
— В марте этого года индекс цен на продовольственные товары установился даже ниже индекса, который был в марте 2014-го. Мы по-прежнему сохраняем более низкую динамику по ценам по России: если в Омской области по сравнению с декабрем ИПЦ составил 9%, то в целом по стране он превысил 10%.
Расим Галямов:
— Наш прогноз, что динамика цен будет замедляться в соответствии с отработкой сезонного момента. Также цены будут выше, чем в прошлом году. На рост цен будут влиять два фактора: сезонность и курс рубля. В наших условиях прогноз таков, что ИПЦ будет превышать 10% — ждать 30% не стоит, но расчитывать на двузначное число приходится.
Как отметила Баранова, продовольственное эмбарго было введено на год с возможностью дальнейшей пролонгации. Именно от того, будет ли пролонгация в августе, зависит динамика роста цен. Но уже сейчас представители Минэкономики на основе ретроспективного метода прогнозирования признают, что пиковые значения инфляции были пройдены в прошлом году, поэтому ожидается снижение динамики роста цен.
Расим Галямов:
— Мы не прогнозируем прохождение еще раз таких же пиков с ценами. Пиковые значения по валюте прошли, и психологические уровни уже установились.