Думается, сегодня трудно найти омича, да и россиянина вообще, который бы не знал, что произошло с рублем за последние несколько месяцев. Даже те, кто не следит за ежедневными конвульсиями курса валют, по изменившимся ценникам в магазинах ощущают, что в стране происходит что-то неладное.
Копейка рубль бережет?
Честно говоря, очень бы хотелось, чтобы известная русская поговорка никогда не утрачивала своей актуальности. Но обстоятельства таковы, что сегодня сберечь «деревянный» под силу только чему-то более тяжеловесному и радикальному. Беда в том, что бюджет России на ближайшие три года составлен из расчета цены на нефть выше 100 долларов за баррель. Но уже сегодня падение этой самой цены составляет более 30 процентов, а значит и объем валютных поступлений от продаж нефти тоже упал примерно на треть. Параллельно примерно так же, на треть, снизилась стоимость рубля.
В условиях санкций со стороны Запада и ослабления рубля правительству необходимо выполнять социальные и прочие обязательства при дефиците валюты: если раньше часть выручки продавалась и на приобретенные рубли производились выплаты, то теперь приходится проводить эмиссию. Попросту включать печатный станок и компенсировать рублевый недостаток. Одновременно дефицит валюты усложняет закупку импортных товаров, доля которых на российском рынке, по подсчетам экспертов, в отдельных областях составляет до 80 процентов. Поэтому цены в рублях особенно быстро растут именно на импорт — автомобили, бытовую и цифровую технику, лекарства. Рост потребительских цен касается и некоторых отечественных товаров. Ощутили на себе стремительное падение курса рубля и вкладчики банков.
А. Чон, начальник казначейства ЗАО КБ «Мираф-Банк»:
— Среди омичей, однозначно, наблюдаются панические настроения. Желающих купить доллары явно прибавилось. Кроме того, жители города стараются конвертировать уже имеющиеся вклады. Но сказать, что у нашего банка стало меньше клиентов, не могу. Просто некоторые операции стали пользоваться несколько большей популярностью.
Вот кому действительно не повезло, так это тем, у кого ипотечные кредиты в иностранной валюте. Особенно пострадали заемщики, которые подписали сделки до мирового финансового кризиса, ведь тогда был высокий соблазн взять кредит, когда доллар постоянно снижался.
Нефтяной парадокс
В последнее время от российских политиков частенько можно услышать — в резком падении цены на нефть есть и политическая составляющая. Проще говоря, таким образом на Россию оказывается экономическое давление из-за событий на Украине. Однако эксперты в области энергетики единодушны — нефтяной рынок стабилен и спокоен. Нет никаких причин говорить о дефиците нефти. Более того, ее предложение даже немного опережает спрос. Это объясняется недавним кризисом, после которого экономики ведущих стран еще не восстановились. Вывод напрашивается сам собой: снижение цен на нефть, по логике вещей, должно повлечь за собой снижение стоимости нефтепродуктов, в том числе и бензина. На деле же все обстоит совсем по-другому.
Владельцы одной из АЗС Омска:
— Мы покупаем бензин у «Газпрома» и цены на него завышены так, что разница между розничной и оптовой ценой составляет всего около двух процентов. Фактически этой разницы едва хватает на содержание заправки и зарплаты работникам. Поднять цены на бензин без согласия «Газпрома» мы не можем. Так обстоят дела на многих небольших автозаправках, подобных нашей. Так что наши клиенты от этой ситуации никак не пострадали, а вот мы, предприниматели… В крупных заправочных сетях или там, где покупают топливо у другого поставщика, цены давно подняли. Омские автомобилисты не могли этого не почувствовать. В общем, падение цены на нефть бензин в России нисколько не удешевило.
Кстати, президент РФ Владимир Путин на недавней встрече с членами правительства выразил свое удивление ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть и упрекнул ФАС, что, мол, «куда те смотрят». Как сообщают ряд СМИ, Федеральная антимонопольная служба в ответ на справедливое замечание Путина разослала нефтяным компаниям соответствующие письма. И если компании никак не отреагируют, то они могут быть обвинены в злоупотреблении своим доминирующим положением.
И хотя в последние дни наблюдается некоторая паника у населения и ажиотаж у обменных пунктов, а также денежных терминалов, Арсений Белоглазов, заместитель председателя Западно-Сибирского банка «Сбербанка России», сообщает, что в настоящий момент все офисы «Сбербанка», все банкоматы работают в штатном режиме. Он просит не доверять непроверенной информации. А заместитель управляющего Омского отделения «Сбербанка России» Ирина Амелина уверяет, что «сегодня мы работаем в штатном режиме. Мы выдаем наличные деньги, мы полностью обслуживаем всю сеть банкоматов, чтобы она могла бесперебойно обслуживать наших клиентов, проводить все виды операций. Мы продолжаем покупку и продажу валюты».
Ирина Зубова, Екатерина Сережина
Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №51 от 22 декабря 2014 года
Фото: www.mutui.it