Татьяна Семикина — директор компании «Элиз», которой принадлежат сразу несколько городских баров и ресторанов: «Монплезир», «Дэжа Вю», «Лавстория», «Суши БамБуши», а также «Пивная библиотека» и ресторан-аттракцион «Вкус темноты».
— Недавно в федеральных и региональных СМИ активно обсуждался законопроект о новой системе налогообложения для предпринимателей. Говорят, ежеквартальные взносы по подсчетам могли достигать очень приличных сумм. Может ли это коснуться ваших заведений, если поправки будут приняты?
— Если его примут, он в любом случае может отразиться и на нас. Эксперты говорят, что он может отразиться довольно негативными последствиями на развитие бизнеса, если учесть, что спад наблюдается с начала года, а с сентября он усилился. Естественно, дополнительные выплаты в первую очередь коснутся добросовестных налогоплательщиков. Рынок у нас своеобразный в этом отношении. Я знаю очень многих людей, которые открывают какие-то доставки, суши-маркеты, и не регистрируются ни в Роспотребнадзоре, ни в налоговой. Нужно усиливать требования для всех, а не для тех, кто платит и может цивилизованно вести свой бизнес. Если это будет продолжаться, то у нас будет расцвет стихийного рынка, как в 90-е годы, который просто убьет добросовестных налогоплательщиков.
— Вы говорили про спад в начале года. С чем вы его связываете?
— Во-первых, он связан с экономическим положением страны и города. Люди у нас очень быстро реагируют на изменения в экономике и, соответственно, на чем-то начинают экономить. На чем можно экономить? На ресторанах, на отдыхе — на вещах, без которых можно обойтись. Во-вторых, конкуренция и добросовестная, и недобросовестная. Я считаю, что сейчас на Омск обрушился целый шквал ресторанов. И гости, естественно, «пробуют их на вкус». К тому же начинается демпинг. Это основные факторы наблюдаемого спада.
— Как вы переживаете санкции? Коснулись ли они вас и как отразились на вашем бизнесе?
— Конечно, коснулись. Отразились, в первую очередь на ценах, что привело к уменьшению прибыльности, потому что мы не переписываем цены каждый день. Второе — это перебои с продуктами, которые, может, и остались, но, к примеру, под видом сыра маскарпоне, запакованного в белорусскую упаковку. Качество совсем не то. Еще были перебои с семгой, но сейчас ситуация выровнилась. Не сказать, что это дефицит, но какие-то виды продуктов просто пришлось заменить.
— А насколько примерно подорожали продукты?
— В среднем на 15–20%. На данный момент.
— Это может повлиять на цены готовых блюд?
— Пока мы цены не меняем, но, скорее всего, придется, если доллар и евро продолжат расти. Это жизнь, это необходимость. У нас очень много расходной части: зарплата, аренда, огромные коммунальные услуги. Мы просто не сможем долго держаться на этих ценах. Я думаю, что это будет повсеместно, уже сейчас цены во многих ресторанах постепенно повышаются.
— Закрытие ресторанов нас ожидает в ближайшее время?
— Я думаю, да. Я не могу прогнозировать, конечно, у каждого свое виденье, может быть дополнительный бизнес, который может поддерживать рестораны и т.д. Но я думаю, что будет закрытие ресторанов. Не скажу, что это будет массово, но это произойдет.
— Вы не задумывались о том, чтобы покинуть Омск?
— Не пытайтесь покинуть Омск… (смеется). Иногда у меня возникает такое желание. Но меня останавливает вот эта «махина», которая здесь работает. Мы думали, чтобы развиваться в соседних регионах, например, планировали франшизу «Суши БамБуши» в других городах, но сейчас останавливает экономическая ситуация.
— Говоря о «Суши БамБуши», как вы относитесь к тому, что те же, к примеру, «Зебры» или «Суши Терра» на каждом углу располагаются рядом с вами?
— Ну, кстати, по суши у нас не так много конкурентов. Сейчас основной конкурент — это суши-маркеты, которые действительно на каждом шагу. «Зебры» рядышком, но у нас немного разная целевая аудитория, разные сегменты. Поэтому конкуренция, конечно, существует, но она заставляет лучше работать, выделяться. Надо быть первыми во всем.
— А вот «Вкус темноты», так называемый ресторан-аттракцион пользуется популярностью у омичей?
— Да, в октябре мы отметили два года и популярность, можно сказать, началась. Пошли разговоры о нас, как о необычном месте. Отзывы практически все восторженные, все получают какие-то неожиданные впечатления.
— А вы испытывали на себе?
— Испытывала, и не один раз. Получила совершенно разные впечатления. Первый раз такой ресторан мы посетили в Париже, откуда и взяли эту идею. У меня были довольно странные ощущения, может быть даже немного страшные. Когда посетили ресторан уже здесь, я вообще потерялась в пространстве и не понимала, где нахожусь. Притом что прекрасно знаю это помещение при свете. Очень необычно.
— Недавно появилась информация о том, что в январе в Омск может приехать телепередача «Ревизорро». Как бы вы отнеслись к тому, если съемочная группа посетила один из ваших ресторанов?
— В принципе, положительно. Мы только что прошли проверку Роспотребнадзора, поэтому «Ревизорро» уже не боимся. Мы делаем все, как положено.
— Вы считаете, что подобные проекты нужны?
— Да, во-первых, это привлекает внимание, во-вторых, все равно дисциплинирует. Но если ты работаешь хорошо, то тебе нечего бояться.
— Приближается Новый год. Какие сюрпризы готовите для своих гостей?
— Мы готовим очень интересную праздничную программу — «Новогодний Козантип» — программа, которая признана лучшей в Москве. Надеемся, что мы сможем провести ее достойно, потому что заказы уже есть. Мы хотим, чтобы люди получили свой кусочек счастья в Новом году, сделали что-то своими руками, унесли с собой подарки. Чтобы мы их задействовали в каком-то общем деле.
— А вы где собираетесь отмечать Новый год?
— Дома.
— А почему?
— Потому что это традиция, семейный праздник. Я достаточно много бываю в ресторанах, поэтому в Новый год мне хочется быть дома.
— А дома вы сами готовите? Ведь, по сути, вы можете прийти к своему шеф-повару и сказать: «Сегодня я хочу «Утку по-пекински»?
— Нет, дома мы готовим сами. Это домашняя еда, и дети ее любят. У меня хорошо готовит мама, учусь у нее.
— А вы заходите в рестораны к конкурентам? Есть ли места, которые нравятся вам?
— Конечно, ходим. Не специально к конкурентам, просто нас приглашают, где-то встречаемся, постоянно пересекаемся в разных местах, и это интересно. Мне нравятся «Base» и «Сенкевич» — первое, что пришло в голову. Это такие рестораны, которые всегда держат марку. Еще у «IL Патио» определенная, своя атмосфера.
— Среди ваших заведений есть какое-то особенное, где вы, может быть, вложили частичку души?
— Вы знаете, везде! Если ты не проникся этим местом, если ты не создал его изнутри, то оно не живет, ресторан не живет. Он умирает. Поэтому взять любое место — оно любимое, и в каждом я чувствую себя по-разному, по-особенному чувствую. Я люблю каждое свое заведение. «Монплизир», наверное, потому что он первый, потому что мы находимся здесь, он просто ближе мне. В «БамБуши» — очень доброжелательная, душевная атмосфера. Очень сильно люблю «Пивную библиотеку» — его праздничная атмосфера заряжает меня оптимизмом. Мы хотим, чтобы гости также сильно любили наши рестораны.
Фото: Алена Позевалова