В Омске всё идёт к тому, что аэропорт через несколько лет вынесут из города. Тогда самолёты перестанут взлетать и садиться над городом.
Сейчас существует запрет на строительство высоток в зоне глиссады – траектории полёта самолётов, по которой они снижаются. Но в связи с выносом аэропорта появляются перспективы строительства в Омске по-настоящему высотных зданий. Строить их можно будет не только в зоне глиссады, но и на той территории, которую занимает нынешний аэропорт.
В частности, бывший мэр Омска Вячеслав Двораковский, который много лет работал главным инженером НПО «Мостовик», отметил, что ничего не мешает строить высотки и сейчас, но этим никто не пользуется.
«Ограничений на то, чтобы строить высотные здания, у нас нет. Их нельзя строить на определённом расстоянии от глиссады, по которой проходит посадка и взлёт самолётов. Если аэропорт вынесут, и этих ограничений не будет. А высотки могут появиться вполне, если в них появится нужда. Хотя я не сторонник высотных строений. У нас гигантские территории, которые заняты частным сектором, где нужно проводить регенерацию. Там строить удобно вплоть до того, что можно иметь и парковки, и скверики, и прочее. А застройка этими башнями, «человейниками» лично меня ни в коей мере не привлекает», - заявил Двораковский.
Председатель совета директоров ГК «Стройбетон» Олег Золотов сомневается, что аэропорт из Омска перенесут. Но, по его мнению, если это всё-таки произойдёт, то вряд ли найдутся желающие строить высотки.
«Я пока совсем не уверен, что в 2028 году в Омске будет новый аэропорт. А вообще у нас высотки не очень актуальны. Даже сейчас квартиры на верхних этажах в Омске не пользуются спросом. Мы строим 17-этажки. Верхние этажи хуже продаются. Возможно, это чисто омский менталитет, потому что в столице верхние этажи уходят на ура, в Москве за них доплачивают. Бизнес-центры тоже вряд ли будут востребованы. Будет резкое удорожание за каждый этаж. Я не знаю, кто это будет строить. Я точно не буду», - признался Золотов.
А вот ещё один предприниматель, Михаил Попов, который занимается строительством микрорайона «Мирапорт» и владеет земельным участком на территории бывших складов Минобороны, готов заняться высотным строительством.
«Я думаю, что высотное строительство никому никогда не помешало бы, - заявил застройщик. – Но будет оно или не будет, зависит от управления городом, а именно от того, как на это будет смотреть тот, кто будет губернатором, мэром и начальником архитектуры. Что касается нашей территории, если бы разрешили строить высотки, то, конечно бы, занялся этим, но у меня там разрешение на 14 этажей».
Генеральный директор института территориального планирования «Град» Илья Бальцер достаточно аргументированно рассказал, почему Омску не нужен район наподобие делового центра «Москва-Сити». Эксперт признался, что уже несколько лет задаёт разным людям вопрос о целесообразности высотного строительства в Омске, но никто так и не смог внятно ответить на него.
«В Омске, на мой взгляд, нет проблемы с землёй, - уверен Бальцер. – У нас низкоплотный город. В нём куча свободной территории. Когда перенесут аэропорт, у нас появится ещё один гигантский кусок земли. Зачем высотки? Кто в них будет жить, работать? У нас сейчас какая-то бешеная нехватка жилых и коммерческих помещений и зданий в городе? Я её не вижу. У высотной застройки есть свои преимущества. Её преимущества в том, что это всегда пешеходная доступность, это возможность создать плотный город. Мы понимаем, почему такая застройка существует в Москве, где есть «Москва-Сити». Там земля настолько золотая, настолько огромный приток населения, большой запрос на коммерческие объекты, что это просто необходимо. Екатеринбург тот же самый, который зажат в горах, которому некуда больше развиваться как вверх. Это необходимость. В Омске такого нет».
А пока Омск остаётся одним из самых малоэтажных мегаполисов России, и, похоже, этот факт особо никого не смущает. Перспективы высотного строительства пока вызывают больше скепсиса. Хотя не исключено, что к моменту выноса аэропорта из Омска ситуация изменится.