В четверг, 20 июня, Государственная дума приняла в первом чтении закон, направленный на совершенствование налоговой системы. Он предполагает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, а также ряд изменений для бизнеса.
Часть изменений затронет предпринимателей, которые работают по упрощённой системе налогообложения. Мы попросили экспертов прокомментировать, к каким последствиям может привести принятие этого законопроекта в его нынешнем виде.
Председатель омской «Опоры России» Александр Дерябин уверен, что повышение налоговой нагрузки на бизнес должно быть поэтапным:
«В законопроекте есть ряд моментов, которые напрямую касаются предпринимателей. Самое первое и главное — это изменения для предпринимателей, которые применяют специальный налоговый режим, упрощенную систему налогообложения. Таких сегодня подавляющее большинство — более 90 %.
Сейчас те, кто находится на УСН, освобождены от уплаты налога на добавочную стоимость. По новым правилам при превышении годовой выручки в 60 миллионов рублей, я подчеркну, именно выручки, не прибыли, у предпринимателя будет возникать НДС. Но он будет действовать несколько по-иному, чем привычный НДС, которым сегодня пользуются все крупные и средние предприятия. По сути, он будет представлять из себя оборотный налог, который будет платиться предпринимателями с общей выручки. Вот ты превысил 60 миллионов, и у тебя до следующего года на всю выручку будет идти НДС 5 %, а после 250 миллионов — 7 %. Это очень значимое и серьёзное изменение для бизнеса.
Если у тебя выручка превышает 60 миллионов рублей хоть на рубль, хоть на копейку, то у тебя возникает налог на всю выручку, это 3 миллиона рублей дополнительно. То есть, заработав на 1 рубль больше, предприниматель будет обязан заплатить 3 миллиона дополнительных налогов. Возьмём, например, предпринимателя, у которого рентабельность бизнеса 10 %, это хорошая рентабельность. Вот заработал он 60 миллионов выручки, рентабельность составляет 10 %, значит, 6 миллионов — прибыли. 5 % НДС сверху — это, по сути, половина прибыли, которая будет изыматься у бизнеса.
Кроме того, не стоит забывать, что это нам дает ещё неравную конкуренцию. Мы берем два предприятия, у одного выручка — 59 миллионов или 55, неважно. У другого — 61 миллион. С точки зрения выручки бизнес идентичный. Но с точки зрения налоговой нагрузки — принципиальная разница. Получается, что когда мы при переходе планки начисляем налог сразу на всю выручку, он как раз и создаёт неравенство в условиях.
Потому это значимые изменения, которые, на наш взгляд, сегодня требуют очень внимательного рассмотрения. Бизнес должен понимать эти изменения, готовиться к ним. Потому что, если закон будет принят в нынешних формулировках, уже с 1 января у многих предпринимателей возникнет обязанность платить дополнительный налог. И это надо закладывать в свои бизнес-модели, финансовые модели уже сейчас.
На наш взгляд, конечно, этот проект требует корректировки. Мы уже обратились в Законодательное собрание области, встречались депутатами Государственой думы Игорем Антропенко и Оксаной Фадиной. Мы говорим о том, что очень важно сейчас не допустить ошибку. Причины и необходимость повышения налогов в целом понятны, мы с этим согласны. Но дьявол кроется в деталях.
Очень важно, чтобы те изменения, которые будут внесены, и бюджет пополнили, и бизнесу дали возможность развиваться. Потому что сейчас мы можем получить обратную ситуацию: когда бизнес перестанет развиваться, чтобы не платить эти дополнительные налоги. Условно, когда выручка подходит к 60 миллионам, проще перестать торговать или оказывать услуги. Потому что ты потеряешь в следующем году больше, чем сейчас заработаешь. Поэтому очень важно посмотреть на детали этого законопроекта и сейчас их донастроить.
Мы озвучиваем конкретные предложения. Этот дополнительный налог должен возникать не на всю сумму, а только на ту, которая превышает минимальный порог. Сегодня в законопроекте он установлен в размере 60 миллионов в год, и, если предприниматель заработал, скажем, 80 миллионов, то пусть на 20 миллионов он платит дополнительный налог. В этом случае принципиально бизнес-модель не меняется, а бизнесу выгодно расти и развиваться. Ещё момент, на который надо обратить внимание, это сам порог в 60 миллионов рублей. Просто есть официальная классификация бизнеса: микробизнес, малый, средний и крупный бизнес. Так вот, к микробизнесу относятся предприятия с оборотом до 120 миллионов рублей в год. Таким образом, на наш взгляд, логичнее была бы планка в 120 миллионов.
Также, на наш взгляд, налоговая нагрузка должна возникать постепенно. К примеру, с 60 миллионов (если мы берём эту планку) до 80 налог составляет 1 %, с 80 до 100 — налог 2 % и так далее, выходим на те же 5 %, о которых нам сейчас в законопроекте говорят. Опять же, это позволит бизнесу постепенно адаптироваться и выйти на нормальную работу в рамках изменившихся условий».
Президент Омского областного союза предпринимателей Илья Николин уверен, что подобные изменения затронут существенное количество бизнесов, в результате чего часть предприятий может закрыться:
«Предлагаемый законопроект внесёт много изменений для компаний, которые сейчас используют упрощенную систему налогообложения. Организации на УНС с доходами выше 60 млн рублей в год будут вынуждены платить со своего оборота налог на добавленную стоимость (НДС). Бизнес сможет выбрать, как платить НДС: по общей ставке 20 % (10 и 0 % в отдельных случаях) со всеми полагающимися вычетами или по сниженной специальной ставке (5 % при доходах до 250 млн и 7 % при доходах от 250 млн до 450 млн), но без права на вычеты. Это даст предприятиям малого бизнеса колоссальную дополнительную нагрузку — от двух до пяти раз. Если сейчас ставки по УНС — от 1 до 6 %, в зависимости от региона и сферы деятельности, то теперь прибавится от 5 до 7 % от оборота компании, так как в большинстве видов деятельности, связанных с услугами, как правило, нет входящего НДС, и, таким образом, суммарная налоговая нагрузка будет от 6 до 13 % от оборота компании. Для сравнения, даже те организации, которые находятся на общей системе налогообложения, платят НДС и налог на прибыль в среднем от 3,5 до 5,5 % (данные ИФНС). По сути, малый и средний бизнес получит дополнительный налог от оборота в размере 5 %, что делает его заведомо неконкурентоспособным. Более того, непонятна логика его применения и градации. Если компания достигла оборота в 59.999.999 рублей, она не должна платить 5 %. Если её оборот составил 60.000.001 рубль, она должна изыскать и заплатить 3.000.000 рублей, то есть 5 % со всей суммы!
Воспринималось бы логичным, если бы дополнительный налог возникал с превышения (коль уж это, в принципе, налог с оборота) и с повышающей шкалой по примеру НДФЛ с началом от 1 %. Бизнес к такому не готов, у малого и среднего бизнеса нет такой рентабельности, чтобы покрыть дополнительные затраты из своей прибыли, придётся поднимать цены. Поэтому видится, что подобные нововведения породят серьёзный рост инфляции, издержки и, как следствие, неконкурентоспособность многих компаний. Закрытие компаний или сокращение объёма деятельности в связи со снижавшимся спросом из-за поднятия цен приведёт с большой долей вероятности к сокращению количества рабочих мест. Возникающий ценовой разрыв на услуги предприятий породит отток квалифицированных специалистов в самозанятые или в серый сегмент рынка, что опять же приведет к сокращению налоговых поступлений. Не все предприятия малого и среднего бизнеса выдержат ценовую конкуренцию.
К сожалению, в первом чтении законопроект уже принят. Но на сегодняшний день непонятен вопрос с администрированием, то есть как фиксировать этот налог, как это документально должно быть оформлено, какие документы обслуживающая организация должна выставлять своему розничному клиенту. Вопросов пока намного больше, чем ответов.
Озвученные предложения дисгармонируют всю деятельность предпринимателей. Не стоит забывать, что они не должны «душить» жизнедеятельность компании и приводить к ограничению конкуренции. Неясно, почему была взята планка в 60 миллионов рублей, ведь даже микробизнес — это 120 миллионов рублей дохода в год. Поэтому на сегодняшний день, по моему мнению, предпринимательское сообщество как минимум находится в замешательстве, как максимум — в состоянии оцепенения. В одном информационном источнике прозвучала информация, что изменения коснутся лишь 3 % предпринимательского сообщества, на самом деле практика показывает, что это недостоверная информация. Мы провели опрос членов организации с «Союзом автосервисов», и выяснилось, что реформа коснётся точно больше 35 % участников отрасли.
Очень надеюсь, что будут услышаны все предложения и поправки, которые предлагают бизнес-сообщества. Надеемся, что замечания и переживания бизнеса дойдут и до депутатского корпуса, и до людей, которые в итоге будут принимать решение. Должна быть соразмерность. На протяжении многих лет мы говорим, что нужно взращивать малый и средний бизнес, но в принимаемом законопроекте он же в первую очередь попадает под дополнительное несоразмерное бремя».
Депутат от Омской области Оксана Фадина предполагает, что необходимые изменения будут внесены.
«Все изменения, безусловно, вызывают большое количество вопросов. Поэтому разбираемся подробно.
Во-первых, накануне «пленарки» прошла встреча с руководителями омских бизнес-сообществ. Илья Николин (Областной союз предпринимателей), Елена Аппинг (ТПП), Юрий Герасименко (бизнес-омбудсмен), Александр Дерябин («Опора России»), Максим Концедалов («Моментум») обсудили риски перехода на новый порядок, в том числе предложения по уточнению редакции.
Во-вторых, сегодня на заседание депутаты пришли подготовленные, как говорят — «в материале». Пишу пост в завершении третьего часа обсуждения вопроса. Выступили все фракции, конечно, как всегда, не без популизма, но мне были интересны предложения. В итоге сейчас начинается период подготовки поправок и далее этап их обсуждения, формирования таблиц за принятие и отклонение, выносимых профильным комитетом по налогам ко 2-му чтению.
В-третьих, судя по выступлениям министра финансов и замминистра труда, правительство готово и будет дорабатывать законопроект. В какой именно редакции подойдет проект ко 2-му чтению, пока не прогнозируемо. Однако контур уже появился», — сообщила она в своём телеграм-канале.