Накануне, 14 июня, на базе Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти» прошла экспертная сессия на тему «Возможен ли цифровой Омск? Роль IT-сообщества, власти и бизнеса».
|
---|
Во встрече приняли участие более 50 представителей омских IT-компаний и вузов, обучающих по профильным специальностям. Был «десант» и от министерства экономики Омской области. Вообще, материал докладов оказался более чем актуален для городской и областной власти на всех уровнях, особенно учитывая акцент на цифровизацию экономики в майских указах Владимира Путина.
Организатором мероприятия выступил Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке правительства Омской области и Фонда содействия инновациям в нашем регионе.
Эксперты центра провели грандиозные исследования омской индустрии информационных технологий и выяснили, кто у нас обучает программистов, правда ли айтишники так «богаты», чего они хотят от своей работы, куда (и почему!) «сбегают» и главное — как должны развиваться информационные технологии в регионе. Причем не только «сами по себе», внутри сообщества, но и в плане взаимодействия с властью и бизнесом.
|
---|
Возможность создания такого «триумвирата» для цифровизации Омска (IT-компании/бизнес/власть) и стала лейтмотивом всего обсуждения.
Саму сессию разделили на три тематических блока. Первый — «IT-сообщество и среда для развития IT». Собственно, здесь и были обнародованы результаты исследования об омских разработчиках.
|
---|
Далее — «Бизнес как фактор развития IT-сферы Омска». Тут слушатели разобрались с таким понятием, как «цифровая воронка», узнали на примере компании «Газпром нефть», как можно создать «цифровую копию» целого завода и порассуждали о проблемах взаимодействия омских компаний с IT-сообществом.
И наконец, «Цифровой город». На этом этапе продуктивно поговорили о том, каким образом информационные технологии могут послужить Омску в благоустройстве, решении транспортных проблем, борьбе с бюрократией и так далее.
|
---|
Первый блок вел Дмитрий Лисицин, руководитель направления по работе с экспертами Центра социального проектирования «Платформа». Он рассказал, что, объяв необъятное и опросив 200 представителей омской IT-сферы за 2,5 месяца, удалось выяснить, что Омск — это такой «недооцененный» IT-центр, большинство специалистов в котором работает не над собственными проектами, а на аутсорсинге чужих.
|
---|
Хотя почти каждая компания призналась в том, что пыталась создать собственный продукт, но по той или иной причине потерпела неудачу — в основном из-за отсутствия «бизнес-компетенции».
Алексей Фирсов, генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа»:
— Если говорить о реальном запросе к власти, то один из них — программа по развитию бизнес-компетенций. Это ключевая проблема российских стартапов. Люди находят некие технологические решения, но у них нет бизнес-компетенций для вывода их на рынок. У нас есть хорошие изобретатели, но не хватает хороших коммерсантов.
Также из исследования стало ясно, что почти половина омских программистов либо хочет уехать, либо уже «сидит на чемоданах». Основная причина — даже не зарплаты, которые у наших айтишников ниже, чем в других регионах, не говоря уже о других странах, а отсутствие пресловутой «комфортной городской среды».
В этом же блоке выступил Владимир Клевакин, руководитель Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти». Именно на базе этой площадки разрабатываются и тестируются цифровые решения, которые применяются в нефтепереработке. В распоряжении специалистов — реальные данные, получаемые с Омского НПЗ.
|
---|
Это позволяет не теоретизировать, а сразу создавать проекты, которые внедряются в работу предприятия для повышения его эффективности, надежности, безопасности и экологичности. Принять участие в таком проекте или создать свой могут IT-компании любого масштаба.
|
---|
Владимир Клевакин:
— Мы активно участвуем в различных мероприятиях, открыты абсолютно для всех, готовы помочь, направить в нужное русло, рассказать о потребностях и производственных задачах, которые перед нами стоят, в том числе в области цифровых технологий. Технопарк сегодня накопил достаточный потенциал для разработки собственных решений. На площадке работают молодые и талантливые разработчики — штатные специалисты компании. Однако, формат тесного взаимодействия с ИТ-средой не теряет актуальности. Эта кооперация может быть очень эффективной, и таких примеров у нас достаточно.
Во втором блоке Алексей Фирсов познакомил слушателей с понятием «воронки цифровизации». По его словам, мир сегодня оказался в своеобразной цифровой воронке, в эпицентре которой — компании, чей бизнес изначально построен вокруг цифровых товаров и услуг, на периферии — сырьевая отрасль, медицина, фармацевтика, ЖКХ, образование.
|
---|
Схематичное изображение воронки цифровизации |
Так или иначе все постепенно движутся к центру этой воронки, но с разной скоростью.
Владимир Клевакин, в свою очередь, отметил, что цифровизация проходит практически незаметно для нас — мы настолько быстро привыкаем к новинкам, что тут же забываем о временах, когда их не было. В пример он привел сначала электронные приложения для вызова такси, а потом и вовсе интернет в целом, без которого сейчас сложно себе представить жизнь современного человека.
|
---|
Особое внимание Алексей Фирсов в своем докладе уделил цифровизации нефтегазовой сферы как части сырьевой отрасли, находящейся пока не в авангарде цифровых процессов. При этом отметил, что потребности в изменении подходов к управлению, автоматизации технологических процессов и анализу больших данных и у ТЭКа очень высоки.
Алексей Фирсов:
— Нефтегазовая сфера только кажется такой вечной, незыблемой и неизменной. На самом деле она стоит перед колоссальными вызовами. Закончилась эпоха легкой нефти, месторождений, запасы которых могут превысить 1 млрд тонн, их уже нет. Залежи становятся все более трудно извлекаемыми. Поэтому вопросы себестоимости и доступности нефти, вопросы моделирования ее добычи, чтобы находить эти пласты, — это один из ключевых вызовов.
На примере «Газпром нефти» спикер рассказал о том, как происходит цифровизация нефтегазовой компании. Здесь работает целая разветвленная структура, которая отвечает и за повышение эффективности нефтедобычи, моделируя и исследуя месторождения, и за промышленную автоматизацию, и за создание цифровой модели всей цепочки логистики, переработки и сбыта продукции с помощью нейросетей и искусственного интеллекта.
|
---|
Цифровой завод «Газпром нефти», по мнению Алексея Фирсова, это главный шаг к созданию единой индустриальной цифровой платформы в компании, которая позволяет виртуально управлять реальными процессами. Особенностью цифрового завода является так называемое «озеро данных», куда стекаются самые разные потоки информации о деятельности компании, вплоть до того, когда и как будет произведен и куда «уедет» каждый литр бензина.
|
---|
В третьем блоке, посвященном цифровизации Омска, можно выделить два основных момента: во-первых, участники встречи в один голос заявили, что городу просто жизненно необходима дискуссионная площадка, где в равных условиях сошлись бы представители власти, бизнесмены и айтишники, а во-вторых, что нашей власти нужны открытость и понимание того, как IT-решения могут помочь городу в благоустройстве, решении транспортных проблем, документообороте и многом другом.
|
---|
Более подробно об этом этапе дискуссии читайте в материале портала Om1.ru в ближайшее время.
|
---|
После экспертной сессии для участников провели экскурсию по Технопарку. |