om1.ru
Этот спам не закончится никогда. «Тинькофф банк» атакует страну звонками, но его за это никто не накажет Настойчивые звонки с предложениями оформить кредит или получить дебетовую карту не прекратятся.

Этот спам не закончится никогда. «Тинькофф банк» атакует страну звонками, но его за это никто не накажет

Настойчивые звонки с предложениями оформить кредит или получить дебетовую карту не прекратятся.
19 октября 2017, 14:10

Все дело в ваших знакомых, которые раскрывают совершенно чужому для вас банку ваши персональные данные. Формально виноваты оба: и банк, и друг. Но наказать вы, скорее всего, не сможете никого.

Екатеринбуржцев атаковали операторы «Тинькофф банка». Сразу несколько человек сообщили 66.RU, что им поступил звонок из этого финансового учреждения и жизнерадостный голос возвестил: «У нас для вас хорошая новость — вы можете оформить кредитную карту!» При этом ни один из тех, кому поступил звонок, ранее не имел с этим банком никаких отношений, так что и его данных у оператора быть не может. Теоретически. На деле же оператор называет человека по имени и отчеству, значит, его персональные данные у банка все же есть.

На вопрос о том, где «Тинькофф банк» взял этот телефон и ФИО, сотрудники чаще всего отвечают, что чужие персональные данные им достались в рамках акции «Приведи друга», и уточняют, что «осуществляют деятельность в строгом соответствии с законодательством РФ».

Как банки получают ваши данные?

Акция по заманиванию друзей клиентов периодически проходит во всех банках: где-то она идет на постоянной основе, где-то имеет временный характер. За то, что клиент кредитного учреждения уговорит своего знакомого воспользоваться услугами банка, ему полагаются определенные бонусы.

Форм «привода друга» существует несколько. Банки могут запрашивать телефон и ФИО потенциального клиента, электронную почту, ссылку на страницу в соцсети, либо же они могут формировать персональную ссылку, которую их клиент должен отправить другу. Последний вариант для «друзей» — самый удобный, так как ссылку можно проигнорировать, при этом банк не завладеет вашими данными и не будет надоедать звонками.

Вариант, при котором друг оставляет банку ваши имя и номер, самый неприятный. Так как вы попадаете в базу финансового учреждения и с этого момента обречены на периодические разговоры с операторами о кредитных картах, вкладах и ипотеке. При этом узнать, кто именно слил ваши данные банку, вы не сможете: компания такую информацию не разглашает.

Ситибанк использует такую форму привлечения новых клиентов с помощью акции «Приведи друга».

Что такое персональные данные?

Как рассказал 66.RU руководитель коммерческой и договорной практики в юридической фирме «Юста Аура» Александр Никулин, по закону, персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу. Из-за такой размытой формулировки возникают разные трактовки, при которых условный «Тинькофф банк» считает, что ФИО и номера телефона недостаточно, чтобы идентифицировать человека (а значит — и ни о каких персональных данных речи не идет и дополнительное согласие на обработку подобной информации не требуется); а потенциальный пользователь его услуг считает наоборот.

Как избавиться от назойливых звонков?

В первую очередь нужно обратиться напрямую в банк и попросить удалить ваши данные из их базы. Однако вероятность того, что вашу просьбу удовлетворят, не стопроцентна. Вполне возможно, что через некоторое время звонки начнутся вновь.

Если это произойдет, следует обратиться в Роскомнадзор. Ведомство проведет проверку и потребует от банка удаления ваших персональных данных. Если звонки продолжатся и после этого — Роскомнадзор привлечет организацию к ответственности за неисполнение законного требования уполномоченного органа.

Можно ли наказать банк?

По мнению Александра Никулина, в ситуации, когда клиент банка передает кредитному учреждению номер телефона и ФИО своего знакомого, закон нарушают и тот, и другой. Формально друг должен был получить письменное (именно письменное, никаких устных договоренностей!) согласие на распространение и обработку ваших персональных данных. Банку же нужно было потребовать копию этого документа. Так что случаи, когда банки перестраховываются и ставят в своих анкетах галочки в духе «Я предупредил своего знакомого о том, что передаю его данные» тоже не освобождают их от ответственности.

Теоретически пострадавший (то есть тот, кому звонят представители неизвестных ему банков) может подать в суд на кредитное учреждение. По словам юриста, в этом случае ответчику грозит штраф в размере 15–75 тыс. руб. по ст. 13.11 КоАП (п. №2: «Обработка персональных данных без согласия в письменной форме»).

На практике же в суде может даже не получиться доказать, что настойчивые звонки поступали именно из этого банка. Если номер телефона зарегистрирован не на кредитное учреждение, ответчик может заявить, что звонки совершал кто-то другой, представляясь сотрудником их компании.

Еще одно препятствие на пути к справедливости — та самая трактовка понятия «персональные данные». Суд может встать на сторону банка, решив, что телефон и ФИО еще ничего о вас не говорят.

По мнению Александра Никулина, действенным будет массовое обращение в Роскомнадзор. Если в надзорное ведомство одновременно поступит большое количество жалоб на определенную организацию, подозреваемую в незаконной обработке персональных данных, чиновники организуют масштабную проверку. Дополнительно можно написать в прокуратуру и Банк России.

Почему у вас ничего не получится?

В Роскомнадзоре 66.RU объяснили, что наказать банк за обработку чужих персональных данных будет проблематично. Согласно закону, если человек передает кому-то ваши данные, у оператора (того, кто эти данные получил) не возникает обязанности запрашивать у вас разрешение на их обработку. Подразумевается, что человек, передавший ваши данные, уже спросил у вас разрешение — так что и претензии нужно предъявлять ему.

Кредитное же учреждение в это время может пользоваться вашими данными по своему усмотрению. Но ровно до тех пор, пока вы не попросите его прекратить: с этого момента все звонки будут незаконны.

Отметим, банки — далеко не единственные организации, которые используют метод обзвона незнакомых людей с целью привлечения новых клиентов. Акции подобные «Приведи друга» устраивают службы доставки еды, страховые компании, мобильные операторы и т.д. Так что стать жертвой постоянных и безнаказанных звонков от всех организаций страны может кто угодно.

Источник: 66.ru

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter