om1.ru
Мотоаварии всколыхнули Омск: статистика, причины, выводы Количество мотоаварий в этом году шокировало многих. Неутешительная статистика создала резонанс как в байкерском сообществе, так и среди горожан, и заставила правоохранительные органы обратить повышенное внимание на ситуацию. Почему так происходит и кто виноват, разбирался корреспондент портала Om1.ru.

Мотоаварии всколыхнули Омск: статистика, причины, выводы

Количество мотоаварий в этом году шокировало многих. Неутешительная статистика создала резонанс как в байкерском сообществе, так и среди горожан, и заставила правоохранительные органы обратить повышенное внимание на ситуацию. Почему так происходит и кто виноват, разбирался корреспондент портала Om1.ru.
[Мотоаварии всколыхнули Омск]: статистика, причины, выводы
7 июля 2015, 11:00

Первая авария в 2015 году с участием мототехники произошла 17 апреля. По данным УГИБДД УМВД России по Омской области, поздно ночью, около 01:45, на улице 10 лет Октября водитель иномарки начал разворачиваться, в то время как попутно с ним ехал мотоциклист. В итоге мотоцикл «вписался» в машину, его водитель попал в больницу. Вообще, такой тип аварии далеко не редкость. По словам представителей мотосообщества, автомобилисты не всегда замечают мотоциклистов, а удар о разворачивающийся автомобиль сравним с ударом в стену.

Другая авария — с летальным исходом — произошла на следующий день, 18 апреля, в Красноярке. Молодой человек ехал на мотоцикле, не имея прав. Не справившись с управлением, он врезался в столб и опрокинулся вместе с транспортным средством. После такого водитель не смог выжить — он погиб на месте еще до приезда скорой помощи. Кроме того, в больницу попал пассажир мотоцикла…

По данным полиции, за первые месяцы этого года в городе произошло порядка 20 аварий с участием мотоциклистов, в которых были ранены 19 человек и пять — погибли. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года смертность выросла в пять раз.

 

Примерно в половине случаев ДТП происходили из-за нарушений ПДД водителями мототехники, которые не соблюдали очередность проезда, нарушали правила проезда пешеходных переходов, не выдерживали дистанцию. Соответственно другая половина аварий связана с игнорированием правил со стороны водителей автомобилей. Одно из самых распространенных нарушений — непредоставление автомобилистами преимущества в движении мотоциклистам.

14 июня около 20:05 на Красном пути водитель Mazda Familia при выполнении левого поворота не уступил дорогу мотоциклу, который двигался по встречной полосе. Мотоциклист скончался на месте ДТП. Водитель автомобиля был доставлен в больницу. Фото: Виталина Ермолаева.

Но это протокольные данные. Подобные происшествия не проходят мимо участников мотодвижения, большинство которых знали погибших. Однако среди представителей байкерской культуры мнения о причинах аварий расходятся. Так, по словам байкера со стажем Дарьи Angel Захарьящевой, «любое ДТП — это вина двух сторон: одна сторона нарушает, другая допускает столкновение».

Дарья Angel Захарьящева, мотоциклист:

— Причина ДТП — в отсутствии культуры вождения. Это касается всех участников движения. Это глобальная общероссийская проблема. Мотоциклисты абсолютно разные люди. Объединять их по принципу «жажды риска» так же глупо, как и говорить, например, что «все мужики — козлы». Не нужно думать, что общественные штампы о гонках и адреналине относятся ко всем мотовладельцам. Да, превышение скорости — это бич, но невнимательность и игнорирование правил автомобилистами не меньшее зло.

Дарья Angel Захарьящева, мотоциклист.

Иначе полагает Кирилл Хариби, байкер с 10-летним опытом вождения. Он, наоборот, отметил некоторое улучшение культуры вождения омских водителей, которые «подпривыкли» к мотоциклистам, пропускают их на дорогах. Главной же причиной возникновения аварийных ситуаций, помимо понтов, опасного маневрирования и опьянения, мотоциклист назвал скорость.

Кирилл Хариби, мотоциклист:

— По факту парни на мотоциклах превышают скорость. По моей личной оценке, это является главной причиной ДТП, помимо несоблюдения элементарных правил дорожного движения в городе. Когда водители автомобилей признаются виновными в ДТП, они виновны по юридическим законам, но реальная причина — это скорость на мотоциклах. Хотя, конечно, не всегда. В некоторых ситуациях автомобилисты конкретно не правы, ездят пьяными. Такое тоже, к сожалению, есть. Но если уж ребята гоняют, а они гоняют, то умеешь набирать скорость — умей ее гасить.

Кирилл Хариби, мотоциклист.

Как отмечает Хариби, в этом году новичков на дорогах появилось немного. Если раньше ежегодно прибывало по 20–30%, то сейчас очень мало. К тому же многие байкеры, которые погибли, были далеко не первогодками.

 

Игорь Семакин, президент Ассоциации автошкол Омской области:

— Я сам мотоциклист и несколько этих аварий видел. Здесь вопрос в культуре вождения. С уверенностью сказать не могу, но такие вещи, как смартфоны, которые лежат рядом, смс-ки, WhatsApp, Viber — отвлекают автомобилистов. Они не понимают, что управляют источником повышенной опасности. А мотоциклисты не соблюдают скоростной режим.

 

Так, по мнению Семакина, аварии с летальным исходом, произошедшей 14 июня на Красном пути, о которой мы рассказывали чуть выше, можно было избежать. Виноват оказался автомобилист, не предоставив преимущество в движении, но если бы у мотоцикла была скорость 60 км/час, парень остался бы жив.

 

Единственное, что защищает мотоциклиста при столкновении — шлем. Как рассказал Хариби, вся стандартная экипировка защищает лишь от незначительных повреждений, от скользняка, например, и на небольших скоростях.

Кирилл Хариби:

— Это асфальтовая болезнь. Ты упал, проскользил, когда до мяса можно стереть. В этом плане экипировка спасет, контрольные точки все защищены пластиком. Хорошие мотоботы спасут в том случае, если мотоцикл повело. Например, на песке или на большой скорости начал заходить в поворот и надо выставить ногу и удержаться — здесь хорошие мотоботы голеностоп защитят от залома и т.д. Но если ты это делаешь на скорости 150 км/час, то никакие мотоботы не спасут.

17 июня около 01:30 ночи ВАЗ-2114 не предоставил преимущество в движении и врезался в мотоцикл Honda. От полученных травм мотоциклист скончался в больнице. Также была госпитализирована 20-летняя девушка, пассажир мотоцикла.

Что действительно может помочь, так это хорошие навыки вождения. Но мотоциклисты отмечают, что многие не умеют останавливаться, правильно тормозить. В то время как правильная группировка при падении, скольжении, отделение от мотоцикла могут защитить от повреждений при аварии. Однако этому серьезно учат лишь в школах экстремального вождения, на специальных курсах, которые к тому же есть не везде. Президент ассоциации добавил, что большинство водителей даже не представляют себе, как ведет себя автомобиль во время торможения, какой у него тормозной путь.

Игорь Семакин:

— Никаких изменений в обучении вождению в автошколах не планируется, кроме того, что, может быть, будем больше рассказывать об особенностях движения мотоциклов и насколько это опасный вид транспорта. Может, больше будем показывать роликов с пропагандой, которые нам ГИБДД предоставляет.

Акция «Внимание — мотоциклист!» объединила полицейских и владельцев «железных коней» в идее обеспечения безопасности дорожного движения. Участники мероприятия обращались как к водителям мотоциклов, так и к водителям автомобилей, объясняя им причины и условия, способствующие авариям с участием моторанспорта, а также способы, которые могли бы помочь избежать и предотвратить ДТП.

Правоохранительные органы совместно с мотосообществом регулярно проводят различные акции и рейды, направленные на пропаганду безопасности дорожного движения, знания ПДД, повышения самосознательности и уважения на улицах.

Автоинспекторы и омские байкеры провели в детском лагере уроки безопасности «Мототранспорт — не игрушка».

Профилактический рейд полиции по предотвращению автоаварий с участием мототранспорта.

Игорь Семакин:

— На мой взгялд, все начинается даже не с автошколы. Важно устраивать мотопробеги, ролики показывать в соцсетях, на работе, дома, в детских садах, в школах, в институтах, потому что иногда просмотр таких моментов все равно откладывается. Это должна быть постоянная работа, чтобы люди регулярно с этим сталкивались, немножко себя одергивали.

Мотоколонна в память о погибших байкерах. Омск, 21 июня 2015 года. Фото: Мария Петрова.

Сейчас происходит много ДТП не только с участием мототехники. Хочется надеяться, что череда аварий станет уроком как для мотоциклистов, так и для автомобилистов. Неважно, два колеса у вас или четыре. И тем, и другим следует быть внимательнее, аккуратнее ездить, уважать и замечать друг друга на дорогах.

Омская Госавтоинспекция призывает всех участников дорожного движения соблюдать Правила дорожного движения, водителям быть предельно внимательными, смотреть в зеркала заднего вида, быть более бдительными при совершении маневра на проезжей части. Водителям двухколесных транспортных средств необходимо обезопасить себя защитной экипировкой, шлемом и светоотражающими элементами, ни при каких обстоятельствах не экспериментировать на дороге и не выполнять необдуманные маневры.

Фото: из личного архива, Om1.ru, пресс-служба УМВД России по Омской области, УГИБДД, Мария Петрова
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter