Что если у вас есть видавшая виды машина, хотя и все еще держащаяся на плаву, но хочется новую? Самым логичным способом станет продать старое авто, накопить и купить что-то другое. Возможно, с рук, возможно, в кредит. Однако есть еще один путь — государственная программа обновления автопарка, согласно которой за сдачу прежнего авто вы можете приобрести новенькое из салона с существенной скидкой.
Программа считается успешной и проходит не в первый раз и не только в России. Ее целью является поддержание отечественных производителей за счет увеличения спроса на автомобили, что поможет демпфировать прогнозируемый в стране спад производства. Причем, во-первых, в качестве нового автомобиля может быть и иностранная марка, главное, чтобы она была произведена на территории РФ. Во-вторых, свои автомобили могут сдать как физические, так и юридические лица. Плюс ко всему, обновление автопарка идет на пользу окружающей среде, так как последние модели делаются на порядок экологичнее.
Андрей Дутов, замминистра промышленности и торговли России:
— Автомобилестроение — один из ключевых секторов промышленности, от которого зависит целый ряд других смежных отраслей. На сегодняшний день около 40% легкового и почти половина коммерческого транспорта, эксплуатируемого в России, имеют возраст старше десяти лет. Программа по утилизации, реализуемая сегодня автопроизводителями, позволит обновить парк автотранспортных средств и компенсировать наметившееся снижение на автомобильном рынке.
Автопроизводители
Выбор производителей, давших согласие на участие, довольно внушительный. Это «Дженерал Моторз Авто», «АВТОВАЗ», «Киа Моторс Рус», «Тойота Мотор», «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», «Мерседес-Бенц Тракс Восток» и еще более десятка заводов, дилеров которых можно найти в Омске и предлагающих популярные марки и модели как легковых машин, так и коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов.
Сроки
Действие программы началось 1 сентября и ограничивается 31 декабря. При этом производители, а соответственно и дилеры по-разному в нее включаются. Например, в Омске УАЗ стал работать по программе с середины сентября, Peugeot — 1 октября, Toyota — 1 ноября. Модели, на которые можно было получить скидку, также периодически менялись в зависимости от того, как быстро они продавались и заканчивались квоты.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России:
— Это говорит о том, что многие, кто занимал в самом начале выжидательную позицию, оценили результаты и подключились к проекту.
Скидки
Что касается размеров скидок, то, по сообщениям Минпромторга России, регулятора программы, они варьируются в зависимости от типа автомобиля. Например, для легковых машин выгода составляет 50 тысяч рублей при утилизации и 40 тысяч при продаже автомобиля по схеме trade-in. Покупатели грузовиков и автобусов получат 350 и 300 тысяч рублей соответственно. Вместе с тем величина скидки могла возрасти. Как пояснили омские дилеры, на нее влияют импортеры, поставщики, к тому же салон может предложить дополнительную программу, услуги, автотовары в подарок, зачитываемые в стоимость.
Выгода производителей и их дилеров здесь в том, что помимо увеличения спроса, вся недополученная прибыль компенсируется из федерального бюджета. На эти цели заложено порядка 10 млрд рублей (а позже сообщалось и о дополнительных 3 млрд рублей), которые затем вернутся в бюджет в виде налогов с проданных автомобилей, принеся пользу экономике страны, пояснили в министерстве.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России:
— Совокупный доход бюджета за трехмесячный период (действия программы, — прим. ред.) до конца года составит 12,5 млрд рублей за счет только НДС и акциза.
За все четыре месяца ожидаются поступления в размере 15 млрд рублей. Причем это только федеральные налоги.
Автовладельцы
Для собственников транспортных средств в рамках программы возможны два варианта: система trade-in или утилизация.
Требования:
- владение автомобилем не менее шести месяцев с гарантией того, что он не обременен правами третьих лиц;
- автомобиль должен быть в полной комплектации, предусмотренной заводом-изготовителем.
|
---|
Требования к комплектации автомобиля. Источник: utilizaciya-auto.ru. |
Trade-in
Этот способ предполагает обмен старой машины на новую в автосалоне, причем необязательно той же марки. Владелец получает скидку на покупку, а дилер занимается реализацией полученного автомобиля.
Удобство системы в том, что оценка машины, подготовка к дальнейшей продаже ложится на салон. И, хотя за счет этого уменьшается сумма выручки прежнего владельца, можно не волноваться о мошенничестве при сделках в интернете или на авторынках, в то время как дилер дает гарантию на техническую исправность и отсутствие криминального прошлого у автомобиля. Водителю остается снять машину с учета в ГИБДД, если дилер сам не предложит сделать это.
Утилизация
Схема по утилизации несколько длиннее. Прежде всего нужно обратиться к дилеру, где заполнят заявку на покупку новой машины по программе обновления автопарка и выдадут справку на утилизацию. После этого клиент в ГИБДД снимает машину с учета в связи с утилизацией. Так как машина уже не на ходу, владельцы обычно заказывают эвакуатор, чтобы доставить ее в компанию-утилизатор.
Кстати, такая компания должна иметь лицензию на обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV класса опасности, а также на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. Ее могут посоветовать в салоне или клиент ищет самостоятельно.
Есть и альтернативный способ: приехать на автомобиле к утилизатору, оставить его там и уполномочить снять машину с учета. Также водитель оставляет направление от дилера, документы на ТС, а взамен получает акт приема-передачи, акт проверки комплектности в нескольких экземплярах, справку в ГАИ и салон, куда снова затем отправится. Плата за утилизацию составляет в среднем 3,5 тысячи рублей. Здесь важно позаботиться о том, на чем уехать, так как обычно службы утилизации располагаются далеко не в центре.
Результаты
По официальным сообщения Минпромторга, еще в начале декабря продажи в рамках программы приблизились к запланированным 170 тысячам автомобилей.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России:
— С учётом того, что мы изначально прогнозировали, что будет всего реализовано по этой программе 170 тысяч, при дополнительных почти 3 млрд рублей цифра возрастёт до более 200 тысяч автомобилей по этой программе.
Подавляющее большинство покупателей, в среднем 90%, — физические лица. Чаще всего выбирается схема утилизации — от 66 до 75% помесячно, оставляя trade-in в меньшинстве.
При этом, как отмечают омские дилеры, бывало, что программу приходилось «сворачивать» раньше намеченного срока, и хотя она официально действовала, запланированное количество машин уже продали, и клиенты не могли воспользоваться скидкой. Другие, в основном представители иномарок, наоборот, рассказывали о том, что программа несущественно сказалась на продажах, машины раскупали и без того.
Так, Toyota предлагала по программе одну модель — Camry. За два месяца действия предложения в Омске по системе trade-in было продано 10 машин.
Александр Ибрагимов, директор по продажам «Западно-Сибирского альянса» и «Сибирь Моторс»:
— Роста продаж не ощущали, планы и так выполнялись, зато клиенту нравилось. Когда программа не действовала, клиенты сами спрашивали, когда будет. Если ее продлят, все от этого только выиграют.
По словам Александра, за все время программы в двух салонах было продано автомобилей Chevrolet Niva 50 штук, Chevrolet — 7, Opel — 5. По trade-in ежемесячно принимались 2–3 машины.
Омский дилер Peugeot реализовал не более 10 штук в рамках программы, что составило около 2% от всех проданных машин. На выбор были две легковые модели, Peugeot 301 и 408, и коммерческий фургон Peugeot Boxer. Но, как уточнили в салоне, это в большей степени связано с тем, что не все могли обеспечить соответствие требований, несмотря на большое количество желающих.
Более впечатляющие результаты по отечественным маркам, в частности АвтоВАЗу. По данным Минпромторга, на территории России по общему объему продаж он оставался лидером на протяжении всего срока, не опускаясь ниже 40% от реализованных по программе транспортных средств.
|
---|
Сборка на заводе АвтоВАЗа. Источник: cdnmg.static2.rtr-vesti.ru. |
В омском официальном дистрибьюторе АвтоВАЗа ОАО «Омск-Лада» ежемесячно в рамках утилизации продавалось более половины автомобилей. В автоцентре на Кордном, официальном представителе брендов LADA и УАЗ, за три с лишним месяца по программе утилизации и trade-in было продано 70–80 автомобилей LADA, еще около 50 — УАЗ. В топ моделей вошли LADA Granta в кузове седан и лифтбек, Largus, Niva 4×4. Вместе с тем в другом омском салоне УАЗ показатели были не столь высоки.
Никита Серкин, руководитель отдела продаж автоцентра на Кордном, официального представителя брендов LADA и УАЗ в Омске:
— Программа утилизации прошла, можно сказать, успешно. Были некоторые недочеты по согласованию завода-изготовителя и министерства транспорта, были приостановления, но в целом программа прошла гладко.
Это не говоря уже о довольных водителях, купивших новые автомобили с ощутимой скидкой.
На основании всего этого в 2015 году программа будет продлена, о чем сообщил Мантуров на брифинге по итогам совещания «О мерах по поддержке российского рынка автомобильной техники». Точные сроки еще не приняты, но уже говорится, что размер финансирования и условия будут такими же, как и в 2014 году.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России:
— У нас сомнений в эффективности программы нет. Данная программа сыграла и позитивную психологическую роль, поддержав уверенность в защищенности своих вложений в российский автопром, что тоже крайне важно.