Китайцы на соседнем стенде сбили весь тайминг презентации. Вслед за гонщиками и топ-менеджментом некоего бренда Haval на сцену стали подниматься какие-то люди из ЦК Компартии какой-то провинции с -йнань на конце. Вслед, по законам жанра, должны были появиться трудящиеся — со своими просьбами.
На стенде АвтоВАЗа, где уже пять минут как должна была идти презентация, нервозность достигла предела: шеф-дизайнер Стив Маттин обреченно качает головой, директор по внешним связям хватается за голову. Похоже на провокацию: новоиспеченные китайские друзья как будто саботируют бенефис Lada — главной звезды ММАС-2014.
На сцену с напускной небрежностью Пирса Броснана поднимается Бу. Китайская презентация глушит все — их чуть ли не принудительно отрубают. Андерссон начинает.
Про гордость и предубеждение. Про планы и перспективы. Амбициозные и многообещающие. И, знаете… Вот есть поза, а есть позиция. Поза супермена, который хоть со стерхами в небо, хоть за амфорой в море. Позиция суперхозяйственника — следить за всеми этапами и принимать деятельное участие. И нести за все ответственность. Персональную.
| |
---|---|
За 12 часов до. Личная инспекция всего стенда. |
Я видел, как у Андерссона на презентации «Весты» дрожали руки. Трудно заподозрить майора шведских вооруженных сил в слабом характере. Просто на кону — многое. За последние 20 лет главный автозавод страны заслужил какую угодно репутацию — бедного родственника, депрессивного предприятия, героя анекдотов, вечного просителя дотаций — но только не промышленного гиганта.
|
---|
Шеф-дизайнер Lada Стив Маттин в прошлом трудился над Mercedes-Benz и Volvo. |
И если сейчас будет лажа, ее с тольяттинской ладьи будет уже не смыть. Кредиты доверия кончились, от Бу и его команды ждут реальных результатов: осязаемых, вещественных, материальных. Поэтому сегодня ему важно, чтобы публика приняла новое лицо бренда Lada, а команда в ближайший год не подвела и выдала на-гора достойный продукт. С этого мы и начали нашу беседу.
— Без всякой лести: концепт Vesta для отечественного автопрома — прорыв. Когда мы увидим машину живьем?
— Сегодня 27 августа. Значит, через 343 дня. Мы не опоздаем, она выйдет в назначенный срок. Я пять лет проработал на заводе ГАЗ, и там мы всегда смеялись над АвтоВАЗом, потому что они всегда опаздывали — на три месяца, на полгода. Теперь мы не опаздываем.
— То есть, как говорят русские, «если безобразие нельзя прекратить, его нужно возглавить»?
— Может быть, именно поэтому меня сюда и позвали.
|
---|
Пока это, увы, только макет будущей Lada Vesta, подготовленный для выставки: стеклопластик, пенопласт, простенькие электромоторы, чтобы приводить машину в движение для картинки. |
— Серийная Lada Vesta будет такая же, как прототип, или все же попроще — с точки зрения внешнего вида? Признаться, нас смущают сложные боковые выштамповки, в которых, на наш взгляд, может копиться дорожная грязь…
— Серийная Vesta будет очень похожа на прототип. Да, в России не очень чисто, но я был удивлен, что в некоторых городах чище, чем в Швеции. Такой проблемы не будет.
|
---|
Вторая ударная премьера ВАЗа — Lada Xray, концепт городского кроссовера. По факту — причесанный Renault Sandero с оригинальным дизайном Стива Маттина и его команды. Обещают, что в серию пойдет практически в таком же виде. |
— Что будет взято для Lada Vesta и Xray от моделей Renault?
— Vesta и Xray — очень разные автомобили. Xray создается на платформе В0, он родственен Duster и Sandero. Lada Vesta — иное. Я жесткий переговорщик и знаю правило: если тебе нечего предложить — ты ничего не получишь взамен. Мы не получаем от альянса Renault-Nissan ничего бесплатно, мы тоже должны предлагать какие-то варианты взамен использованных решений. Поэтому Lada Vesta на 92% состоит из новых решений.
Еще один момент, который мы решили для себя упростить, — это производство Lada Vesta. Оно будет налажено в Ижевске. Там в течение следующих шести месяцев должно быть налажено производство двух новых моделей Nissan. У них есть новые цеха сварки, покраски и сборки. Команда в Ижевске будет выпускать два новых автомобиля до Lada Vesta, они за это время хорошо поучатся.
|
---|
Мы уже видели концепт Xray — на ММАС-2012. Но тогда это была дизайнерская абстракция. Ко второму воплощению он приобрел черты настоящего автомобиля, готового к серийному производству. |
— Нам хотелось бы знать, каким будет Xray в виде серийной машины?
— Вот такой и будет. Концепт XRay, который АвтоВАЗ продемонстрировал в 2012 году, был слишком экстремальный для серийного автомобиля. А этот — Xray Concept 2 — в самый раз. Как и в случае с Lada Vesta, серийный автомобиль будет похож на показанный вам прототип более чем на 90%.
|
---|
На фото интерьера Lada Vesta виден селектор новой роботизированной трансмиссии — совместной разработки АвтоВАЗа и немецкой ZF. Сейчас коробку обкатывают на «Приоре», для «Весты» она должна стать чуть ли не главной опцией. |
— Для Lada Vesta будет задана планка быть вровень с иностранными конкурентами или есть некая скидка на отечественное происхождение?
— Мы ставим Vesta вровень с зарубежными автомобилями.
— Не будет ли Vesta стоить столько же, сколько иномарки?
— Lada Vesta будет дешевле.
— То есть российское производство позволяет делать машины дешевле? Это мнение разделяют не все, некоторые считают, что российская сборка сказывается на удорожании машин.
— Многое зависит от количества производимых автомобилей и места производства. Когда-то говорили, что будущее российского автопрома — за Калугой. Я всегда был уверен, что будущее — это Тольятти. Сейчас ежедневно в Тольятти производится 2,5 тысячи автомобилей, но это далеко не предел. Когда мы будем производить 3 тысячи автомобилей в сутки, мы станем конкурентоспособны; станем производить еще больше — станем еще конкурентоспособнее.
— Работая с российскими специалистами, вы находите, что они чем-то отличаются от европейских? Или отличия здесь не столько профессиональные, сколько национальные?
— Я работаю со множеством людей и, как правило, смотрю на три вещи: знания, навыки и опыт. У российских специалистов я наблюдаю, что уровень навыков очень высокий. Не только в автомобильной промышленности. Работая в Нижнем Новгороде, я несколько раз болел и приходил в местный госпиталь ГАЗа. Я видел хорошие навыки у врачей. Что касается российских специалистов в общем, то у них низкий уровень осведомленности в том, что происходит за пределами России. У нас нет проблем в хороших специалистах, но люди привыкли, что им должны говорить, что делать. Я пытаюсь обучать людей и, если позволяет время, говорю им: «Попробуйте сами найти решение».
Каждый день я вижу, как трудятся наши рабочие. Они очень хорошо работают. Они мне даже дали прозвище — Борис Иваныч. Я много времени провожу на самом производстве и надеюсь, что они понимают, что мы вместе делаем. Не всегда это понимает их руководство.
На АвтоВАЗе все улучшается, становится проще. У рабочих отношение к делу — лучше, чем в Европе. А у руководителей, менеджеров — хуже, чем в Европе. Когда я пришел в Группу ГАЗ, у меня был очень сильный переводчик. Через неделю он сказал мне, что я плохой руководитель. Я удивился: «Почему?!». Он объяснил мне, что я демонстрирую слабые стороны, а настоящий русский менеджер должен демонстрировать сильные: в первую неделю потребовать шикарный офис, нанять двух новых молодых секретарш, купить новый дорогой автомобиль. Мне пришлось согласиться, что я — «плохой» менеджер. Это очень наглядно демонстрирует отношение к делу.
— Второй раз за год российские коммунисты обращаются к правительству страны, выражая крайнее неодобрение вашего руководства крупнейшим автопредприятием страны. Вы воспринимаете эту критику всерьез?
— Нет. Это нормально. Я чувствую, что моя работа мне гарантирована, потому что никто не хочет на мое место.
— Когда вы пришли на АвтоВАЗ, вам рассказывали любимые народные анекдоты про это предприятие и выпускаемые им автомобили?
— Много! (ответил по-русски) И каждый день мы находим новые! Мне даже в кино ходить не надо.
|
---|
Кирилл Зайцев, Анастасия Вяткина, Артем Краснов для Портала 66.ru Фото: Анастасия Вяткина, Кирилл Зайцев, АвтоВАЗ |