На прошлой неделе глава департамента транспорта города Вадим Кормилец посетовал, что омичи не совсем верно пользуются пересадочными билетами. Каждый третий не делает пересадку, а использует такие билеты, чтобы съездить туда-обратно: за 45 минут вполне реально сгонять в магазин или на рынок.
Перевозчикам такое поведение кажется несправедливым, ведь омичи, по их мнению, совершают две полноценных поездки, а платят всего один раз. Однако мне кажется, что несправедливость тут в другом: отдельных пересадочных билетов просто нет.
Серьёзно, любой билет, оплаченный «Омкой» для граждан, автоматически становится пересадочным. И получается, что его покупают все, в том числе и те омичи, которым достаточно одной поездки. А что если развести эти понятия? Простой билет на одну поездку сделать дешевле, пересадочный — дороже (не в два раза, конечно: он должен давать серьёзную экономию). И, раз он стал дороже, сделать его более полноценным пересадочным — например, увеличить срок действия до 90 минут, как во многих крупных городах. И за эти 90 минут можно будет спокойно съездить хоть на другой конец города, а потом вернуться — имеете право, ведь вы за это заплатили.
Но есть и другой вариант: убрать ограничение на пересадки в принципе. Вы ведь покупаете билет не ради того, чтобы прокатиться на этом конкретном автобусе. Это не круизный лайнер, в конце концов. Билет вы покупаете, чтобы добраться из точки А в точку Б. Именно эту услугу вам продаёт муниципальный перевозчик. А раз так, то какая разница, сколько пересадок вы при этом сделаете? И почему должны платить за каждую заново? Автобусы сожгут одно и то же количество топлива, неважно, проедете вы на одном из них 10 остановок или на 10 автобусах по одной остановке (ну вдруг вам такое в голову придёт).
Поэтому логично продавать не билет на автобус, а билет на транспорт в общем, скажем, на те же 90 минут. Да, это потребует другой системы, без кондукторов, но с валидаторами и контролёрами. То есть как раз такой, какую, кажется, пытается создать сейчас мэрия. И это реально способно вывести городской транспорт на новый уровень.