Плохое владение законами, незнание основных прав и нехватка денег на грамотную юридическую помощь — это, к сожалению, скорее норма, чем исключение из правил, когда речь идет о некоторых слоях населения. Ни для кого не секрет, что юридически неграмотные люди часто становятся жертвами мошенников и теряют свои накопления, если на кону были только займы в микрофинансовой организации, а то и квартиру — если на них вышли «черные риелторы» или кредит был предоставлен под залог единственного жилья.
В связи с этим специалисты Общественной палаты РФ обратили внимание на необходимость создать в стране систему бесплатной юридической помощи — в первую очередь, для социально незащищенных групп граждан, к которым относятся и пенсионеры. В Омске такую помощь можно получить в юридической компании ООО «Закон и Право», которая организована председателем ОРОО содействия развитию гражданского общества и общественных инициатив «Новое поколение» Виталием Тороповым.
Виталий Торопов:
— Сейчас у нас сформирована целая команда юристов, которая готова социально помочь тем гражданам, которые нуждаются в юридической консультации. Наша компания безвозмездно поможет решить споры и конфликтные ситуации в гражданско-правовой деятельности отдельным слоям населения: ветеранам Великой Отечественной войны и военной кампании в Афганистане, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям. Мы хотим помочь тем гражданам, которые самостоятельно не могут позволить себе услуги юристов. Кроме того, мы готовы бесплатно сопровождать некоторые судебные процессы. Приходите, обращайтесь, мы всегда готовы вам помочь.
Накануне в социальных сетях в очередной раз появилась информация о том, что из салона маршрутки № 54 водитель выгнал беременную омичку. У женщины с собой не было наличных средств, только социальная карта, а терминал в общественном транспорте не работал. В итоге водитель ей нахамил, оскорбил матом и женщине пришлось выходить и пересаживаться на другой маршрут.
Как поступить в такой ситуации с точки зрения действующего законодательства? Кто прав: водитель или пассажир? Почему до сих пор не налажена работа терминалов, которые принимают карты? Куда стоит обращаться в подобных ситуациях, если в салоне микроавтобуса нет данных о его владельце? Имеет ли вообще водитель право высаживать пассажиров, которые ведут себя адекватно и не нарушают закон? Разобраться в этом поможет наш эксперт.
— Отмечу, что городские власти ввели безналичную оплату проезда для того, чтобы гражданам было удобнее и комфортнее покупать билеты. Ведь так гораздо выгоднее и быстрее. Касательно этой ситуации я считаю, что водитель, сказав о нерабочем терминале, просто обманул пассажира.
Перевозчики должны нести ответственность перед пассажирами, люди не должны страдать. Если водитель вышел на маршрут и обнаружил нерабочий терминал, он должен незамедлительно обратиться к своему диспетчеру и сообщить о проблеме. Прямые обязанности перевозчика — не выпускать неисправную машину в рейс. В том случае, если поломка произошла в пути, водитель обязан заменить терминал оплаты. Насколько мне известно, запасные приборы есть практически у каждого предпринимателя. Ведь сейчас у каждого перевозчика есть договор с компанией «Пассажирсервис», по которому они перевозят категории граждан с различными видами социальных карт. Существует ряд маршрутов, которые находятся в подведомстве Министерства промышленности, в них социальные карты не работают. Например: 903, 922 и другие, не относящиеся к департаменту транспорта.
Если у человека, находящегося в салоне транспорта, имеющего договор с «Пассажирсервисом», есть социальная карта, то водитель не имеет никакого права выгонять его. Не работает терминал — обязан провести его бесплатно. Я не понимаю, почему из-за проблем перевозчика или водителя должен страдать пассажир?
Предприниматель выполняет услугу в сфере пассажирских перевозок и должен делать это качественно. Что же касается банковских карт, то тут водитель вправе отказать в бесплатном проезде и вежливо попросить пассажира пересесть в другой транспорт, поскольку в этой машине не работает терминал. Сейчас практически все перевозчики подключены к системе, но такие обязательства в договоре с дептрансом есть не у всех.
Наша компания ООО «Закон и право» недавно рассматривала подобный инцидент в судебном порядке. К нам обратилась женщина, которая рассказала о том, что водитель маршрутного такси ругался на нее и кричал матом. Наша компания подала исковое заявление, есть доказательства и свидетели. В российской судебной практике такие решения уже принимались не один раз. В том случае, если есть доказательства, судья в большинстве своем встает на сторону потерпевших по части возмещения морального вреда.
Отдельно хотелось бы отметить, что в Омске с 1 июля заканчивается отсрочка применения ККТ, согласно которой все предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок, обязаны перейти на кассовую технику нового образца. Теперь перевозчики будут обязаны отчитываться за каждого перевезенного пассажира перед налоговой службой. Помимо прочего, данное нововведение коснется всех городских служб такси, в том числе и «Яндекс.Такси». Каждая поездка будет фиксироваться, информация о ней будет передаваться в налоговую, которая будет видеть штат водителей у каждого предпринимателя и сколько людей они перевезли. Сейчас существует немало таксопарков, которые вообще не оформляют своих сотрудников. Новый закон даст возможность более прозрачно видеть доходную составляющую каждого предпринимателя. Любой пассажир, получивший некачественные услуги, может взять кассовый чек и прийти в ООО «Закон и право». Мы проведем работу и составим исковое заявление, если в этом будет необходимость.
Компания расположена по адресу ул. Маяковского, 16. Телефон: 27–24–24.