— Николай Юрьевич, на прошлой неделе новый глава омского Дептранса впервые встретился с частными перевозчиками. Как прошла бесада? Удалось ли достигнуть взаимопонимания, обсудить конфликтные темы?
— То, что начался диалог — это уже хорошо. Очень надеюсь, что ушло то время, когда департамент транспорта как организатор пассажирских перевозок выделял одного участника рынка — муниципальный транспорт, ущемляя при этом другого — частных перевозчиков. За это время в сфере общественного транспорта накопилось очень много проблем, и решать их сообща нужно перевозчикам всех форм собственности. А департамент должен руководить процессом. К примеру, собрать вместе всех, работающих на определенных маршрутах с общей конечной остановкой, предложить схему распределения ожидающих автобусов по закрепленным местам, варианты благоустройства, привлечь сопутствующий бизнес (биотуалеты, пункты питания, мини-автосервисы и т. д.). Частные перевозчики готовы принимать участие в таких проектах, но это долговременные затраты и мы должны быть уверены, что сможем после этого работать на выигранных маршрутах ближайшие 3–5 лет. Должны быть понятные и прозрачные правила, приемлемые механизмы взаимодействия, тогда и вся работа общественного транспорта станет эффективнее.
— Критика в Омске раздается и в отношении частников. На какие меры вы готовы пойти для улучшения ситуации в сфере ОТ?
— Наше самое слабое звено в вопросе качества обслуживания — водители маршруток. Мы работаем в этом направлении. Если 5–7 лет назад основным требованием при приеме на работу были знание ПДД и водительский стаж, то сегодня мы обращаем внимание на такие качества, как стрессоустойчивость и умение работать с разными людьми. Результаты уже появляются. Например, недавно в диспетчерскую позвонила пенсионерка, которая попросила отблагодарить водителя 307-го маршрута. Рассказала, что на конечной остановке он помог ей выйти и вынести тяжелую сумку. А на маршруте № 31 пассажиры отметили аккуратный стиль вождения (что, признаюсь, редко бывает), чистоту в салоне и вежливое обращение с пассажирами. Мы бы с удовольствием отбирали только вежливых водителей, но иногда выбор очень небольшой: средний возраст наших водителей 40–45 лет, а молодежь к нам практически не идет. Все хотят быть менеджерами и работать в офисе. А в рабочих профессиях — дефицит кадров, и это серьезная проблема.