На минувших урбанистических чтениях обсуждали широкий спектр тем, так или иначе касающихся развития Омска. В том числе — транспортную составляющую. По словам главного инженера проектов ЗАО «Петербургский НИПИГрад», IT-директора НП «Национальная Гильдия Градостроителей» и эксперта проекта Green Mobility Андрея Костюченко, в России общественный транспорт, по сути, не является общественным, это бизнес.
Он рассказал, что в среднем жители миллионного города тратят на проезд в общественном транспорте от 9 до 11 млрд рублей в год, на человека выходит 7–8 тысяч рублей в год. Заметим, что в Омске эта цифра несколько выше. Даже если взять минимальный проезд (поездки в течение рабочей недели туда-обратно на автобусе), получается около 10,5 тысячи рублей. Если это маршрутка — около 12 тысяч, а если приходится делать пересадку — то не меньше 20 тысяч.
Маршрутных такси специалист коснулся отдельно.
— Маршрутный транспорт категорически противопоказан городам, — заявил Костюченко. — К сожалению, это бизнес. Теневой, не теневой, очень плачевный. К примеру, Уфа — один из немногих городов, который имеет профицит общественного транспорта. До 600 единиц общественного транспорта в час проходит через одну остановку. Это 10–12 машин в одну минуту, это конкуренция. В Омске посмотрели и насчитали на остановке по улице Гагарина 58 маршрутов.
Добавим, представленным на чтениях мастер-планом, предлагающим видение, как изменить Омск, рассмотрен и транспортный слой. Намечена целая сеть новых причалов, четыре автомобильных моста, в том числе два через Иртыш, три моста для пешеходов, причем один — у стрелки Иртыша и Оми. Планируется создать единый пересадочный узел, переместив автовокзал в район вокзала железнодорожного, поскольку сейчас они сильно оторваны друг от друга. Городской аэропорт отмечен там, где он есть сейчас. В том, что он находится в черте города, создатели видят уникальность. А вот Федоровка не попала на карту, равно как и метро. Архитекторы, как и многие горожане, сошлись во мнении, что в обозримом будущем омичи не увидят подземку.