Хранитель музея им. Врубеля Игорь Глазов практически повторил дело Остапа Бендера, только сделал это не ради бриллиантов или спортивного интереса. Отправиться в путь за стульями его побудила производственная необходимость. В хранилищах музея было одно кресло с подлокотниками в виде лебедей, которое нуждалось в реставрации, но как это сделать, было непонятно.
Иван Гольский, старший научный сотрудник фонда керамики и стекла
Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля:
— Кресло попало к нам не в лучшем состоянии, его портила дорога, упаковка, спешка 20-х годов. У предмета отсутствовала декоративная накладка. И мы не могли приступить к реставрации до тех пор, пока не получили всю информацию.
В инвентарной книге № 1 отделения мебели и бронзы Ленинградского отделения Государственного музейного фонда числилось восемь кресел «с золочеными передними локотниками в виде лебедей и передними ножками в виде лап, крытые белой материей с крупными цветами. 1-я четверть XIX века» и десять таких же стульев, записанных подряд один за другим.
Все они, очевидно, составляли некогда один мебельный гарнитур. При распределении и передаче предметов из музейного фонда они оказались в различных учреждениях культуры нашей огромной страны. Так, из восьми кресел два были переданы в Государственный Эрмитаж, два — в Киевскую картинную галерею, по одному — в Бакинский музей, Академию художеств, Кабардино-Балкарский музей и в Омск. Стулья поступили в Государственный Эрмитаж — два, в Академию художеств — два, четыре — в Ташкентский музей.
Но даже по пометкам собрать комплект было не просто, стулья меняли своих хозяев и переходили из музея в музей, как в книге «12 стульев». Эта, практически детективная работа, произвела фурор на научной конференции.
Иван Гольский, старший научный сотрудник фонда керамики и стекла
Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля:
— Игоря Анатольевича на конференции в пригородном петербургском Дворце-музее "Павловск" за доклад о научном собирании гарнитура прозвали Остапом Бендером. Но мы все ищем сокровища. Нам подарили чашку Владивостокского фарфорового завода. 77 год — она юбилейная, сделана в год революции. Она настолько хороша, что может быть представлена и без блюдца, она главная. И я поехал в командировку во Владивосток, в свободное время, конечно, обходишь все магазинчики комиссионные. И там нашел это блюдце. Этот процесс поиска сокровищ ни с чем не сравнить.
Чайную пару, а также уже ставшее знаменитым «лебединое кресло», омичи смогут увидеть на выставке «12 стульев из дворца», которая откроется 21 декабря.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля