«Париж, XVII век. В театре «Пале-Рояль» блистает труппа Мольера — знаменитого драматурга и талантливого актёра. Кажется, что судьба благоволит ему: он находится под покровительством короля, его театр каждый вечер полон, и совсем скоро он станет счастливым мужем юной, прекрасной девушки. Но за внешней безупречностью скрывается другая правда» — гласит анонс премьеры.
Это уже третья премьера актёра Лицейского театра Алексея Осипова. Будучи студентом Щукинского училища, сначала он поставил детскую сказку — «Исчезновение принцессы Фефёлы III» (6+). Спектакль имел успех, и уже скоро состоялась вторая премьера в постановке Осипова — «Семейные истории» (16+) по пьесе Биляны Срблянович. Про эту работу «Ваш ОРЕОЛ» писал ранее.
На этот раз постановщик делает уже свою дипломную работу. Для творческого экзамена Алексей Осипов выбрал отечественную классику — пьесу «Кабала святош» Михаила Булгакова. Хотя мастер курса предлагал засчитать в качестве диплома «Семейные истории», но Алексей захотел именно «Кабалу».
Эту пьесу в четырёх действиях Булгаков написал в 1929 году. Основная тема пьесы — трагедия писателя в условиях жестокой и бездушной тирании. Всего через два месяца после того, как Московский Художественный театр взял её в разработку, пьесу запретили. И только через полтора года после вмешательства Максима Горького, убедившего Сталина, постановку разрешили. Спектакль шёл под названием «Мольер».
«Мне хотелось, чтобы это было что-то фундаментальное, что-то значимое для меня и для театра. Плюс пьеса прекрасно «разложилась» на труппу Лицейского театра, что режиссёру тоже очень важно учитывать при выборе материала. Главная тема, которую я хотел бы донести, обращаясь к этой пьесе, — это обратная сторона жизни выдающегося творческого человека. Жан-Батист Мольер ассоциируется у зрителя в первую очередь с комедией, буффонадой и гротеском — тем, что есть в его пьесах и спектаклях. А на самом деле его жизнь была ведь не такой радужной и весёлой», — рассказал постановщик на встрече с журналистами.
Историю господина де Мольера режиссёр Алексей Осипов ставит в авангардном жанре. Артисты будут с выбеленными лицами, в костюмах. Более того — режиссёр обул своих коллег в котурны. Это вид театральной обуви с очень толстой подошвой и высокими каблуками, которую надевали трагические актёры в древнегреческом и древнеримском театре для увеличения роста, для придания фигуре величественности. Задача для театра оказалась сложная — колодки для котурнов вытачивала одна компания, уже в театре их проклеивали, а потом искали людей, которые сделают правильно специальную шнуровку.
Спектакль играют два состава, а вот роль главного героя досталась только одному артисту — Мольера исполнит единственный «возрастной» артист Лицейского театра Николай Пушкарёв. Режиссёр Алексей Осипов надеется, что эта роль станет для его коллеги «золотой».
«Мне интересна и сама роль, и работа с Лёшей-режиссёром. Я сам лицедей и играю лицедея. Мне интересно лицедейство само по себе, ибо никогда не знаешь, куда оно приведёт», — говорит Николай Пушкарёв.
Роль Арманды Бежар режиссёр отдал Фаризе Баткиной и Светлане Поздняковой. Актрисы абсолютно разные и по типажу, и по темпераменту.
«То, что происходит со мной в «Кабале святош», — это мой творческий и человеческий рост. Благодарна режиссёру за то, что он раскрывает во мне новые грани, ставит меня туда, где мне нужно быть. Я играю актрису, состоящую в труппе господина Мольера, женщину с актёрской природой, и в этом уже кроются ответы на многие вопросы. Моя героиня влюбчивая, открытая, капризная, сентиментальная», — поделилась Фариза Баткина.
В спектакле Алексей Осипов выступил ещё и художником-постановщиком. Знать он одел в чёрно-белые цвета, а простолюдинов — в выкрашенный в марганцовке хлопок. Каждый костюм имеет свой неповторимый окрас. Другая интересная задумка Алексея Осипова — занавес, сшитый из 125 рубашек.
Музыку для спектакля написал известный омский композитор Сергей Шичкин. Кроме того, в спектакле прозвучат два больших стихотворных фрагмента: автор одного из них Франсуа Вийон, а второй написала Лариса Меерсон — ушедшая из жизни первый педагог Осипова.
Отметим, что в репертуаре Лицейского театра есть спектакли по Булгакову («Зойкина квартира» 12+) и по Мольеру («Шалый» 16+).
На премьерные показы билетов уже нет. Следующие — состоятся в марте.
Что: «Кабала святош» (18+)
Где: Лицейский театр
Когда: 21, 22 марта в 19.00
Стоимость: 500–650 рублей
автор текста Ирина Романова, газета «Ваш ОРЕОЛ»
Фото Анны Шестаковой
В конце марта Омск узнает, какие спектакли отметили критики конкурса «Лучшая театральная работа - 2022»