Признаться, когда я шёл на это кино, то не ожидал ничего хорошего.
Жанр «российский военный фильм» давно себя дискредитировал. Современные маркетологи успешно коммерциализировали Великую Отечественную войну, сделали из неё бизнес-кейс, который хорошо монетизируется. Да вот только фильмы получаются сплошь дрянные – этакая современная агитка ура-патриота.
Думалось мне, что и с «Подольскими курсантами» будет то же самое. Настроен я был скептически. И первые минуты ленты лишь укрепили моё первоначальное убеждение. Но, когда спустя два часа наступили финальные титры, у меня ломило горло от подступающих слёз: «Подольские курсанты» оказались потрясающим фильмом…
Но стоит, пожалуй, начать с исторического источника. Подольскими курсантами принято называть тех бойцов, которые в октябре 1941 года обороняли рубежи на юго-западных подступах к Москве. Это был начальный этап войны, когда Сталин ещё не успел опомниться от неожиданного нападения Гитлера и когда советская армия попросту не была готова к нему.
Ещё 70 лет назад нельзя было и помыслить о том, чтобы кино, подобное «Подольским курсантам», увидело свет. За такую крамольную ленту её создателей наверняка бы расстреляли, ведь в ней очевидна главная мысль: на войне каким-то солдатам приходится быть пушечным мясом и идти на верную смерть – таков стратегический план.
Кадр из фильма "Подольские курсанты" |
О войне снимают разные фильмы. При этом поделить их можно на две большие группы: одни делают акцент на личной истории персонажей, на сути войны, там много эмоций, чувственности – например, «Иди и смотри» Элема Климова; а другие создают эпическое военное полотно, где представлена форма войны – например, «Дюнкерк» Кристофера Нолана.
Современное российское кино пытается поспеть и там, и там. «Подольские курсанты» не исключение. И это один из немногих минусов этой картины. Разберём недостатки. Все они кроются в сценарии, а точнее в самоцензуре сценариста. Во-первых, этому фильму чрезвычайно требовался рейтинг 18+, который бы позволил режиссёру максимально достоверно передать ужас той бойни. Было видно, что создатели пытаются сглаживать углы, прикрывать рваные раны, вуалировать вывалившиеся внутренности. И, конечно же, не хватает ленте добротного русского мата от генералов в самый разгар мясорубки, потому что не очень-то верится, что перед лицом неизбежной смерти люди говорят на суконном литературном наречии.
Второй минус «Подольских курсантов» в клишированной сентиментальности, из которой состоит вся вступительная часть истории. Увы, но отношения персонажей, показанные в начале, – это собрание штампов, которые порой невыносимо смотреть. Но потом курсанты, вчерашние школьники, из училища уезжают в самое пекло. И здесь наступает черёд великого кино.
Режиссёру, оператору и монтажёру удалось на славу изобразить боевые действия. Они не затянуты и не фрагментарны, а сбалансированы и увлекательны. Что уж говорить – это зрительный аттракцион. Но в то же время, краем мозга, ты очень рад, что находишься по другую сторону экрана. Для зрителя это, бесспорно, развлечение; для тех солдат это был ужас.
По сути, два часа две армии воевали за один тщедушный мост. Казалось бы, это должно походить на некий затянутый артхаус. Но именно эта локальность, эта проза войны, когда люди тысячами погибают, лишь бы не отдать врагу один несчастный мост – именно этот сумбур, без бравады и пафоса, заставляет зрителя поверить фильму и полюбить его.
Такой подход сближает «Подольских курсантов» с лучшей военной литературой, которая не занималась украшательством и спекуляцией на патриотизме. «Живые и мёртвые», «Проклятые и убитые», «Жизнь и судьба» – Великая Отечественная война уже стала мифом, даром что прошло всего каких-то 75 лет. Вся документальная проза уже написана, снята уйма документальных фильмов. Современным творцам остаётся лишь дополнять уже существующий фольклор победы притчами и легендами.
А «Подольские курсанты» как раз таки притча. Финальная сцена, когда горстка выживших, оборванных, обожжённых, переломанных, идёт навстречу разодетому подкреплению, – кажется, будто на минуту раскрылись врата ада и некоторые счастливчики успели выбраться…
Кадр из фильма "Подольские курсанты" |
Стоит пару слов сказать об актёрах. Молодняк, конечно же, ещё не дотягивает. Часто переигрывают, скатываются в кривляния. Но стоит отдать должное кастинг-директору, который сбалансировал неопытность молодёжи мастерством именитых актёров. Роман Мадянов как всегда виртуозно отыгрывает роль генерала – что уж поделать, выработался типаж. Евгений Дятлов, которого мы привыкли видеть в ментовских сериалах, оказывается, крупный актёр, который может украсить игрой серьёзные проекты. Ну а Сергей Безруков играет одну и ту же роль – роль Сергея Безрукова – этакого Пушкина-Есенина-Иешуа-пророка. Врачует души его персонаж и здесь, на поле битвы Советов и Германии.
Таким образом, «Подольские курсанты» – это удивительный пример отличного современного кино о войне. Зрителю придётся вытерпеть первые минуты, которые, справедливости ради, сделаны плохо. Но потом начнётся величественное зрелище, которое в конце оставит зрителя опустошённым.
Это кино не для романтического вечера и не для посиделок с детьми. Лучше прийти одному и одному уйти. Эта лента требует осмысления в одиночестве.