Где же был Маркус?
Двое мужчин и одна женщина задаются вопросом: «Где был Маркус в прошлый понедельник?» Для одного из них он кажется жизненно важным, ведь только ответив на него, можно понять, с кем была в это время его жена — с братом (Маркусом) или с посторонним мужчиной?
|
---|
Владислав Пузырников, Ольга Беликова |
Но выяснить это непросто. Маркус словно оказывается в двух местах одновременно: вместе с женой брата и в гостях у его друга. По крайней мере, оба они утверждают именно так.
|
---|
Владислав Пузырников, Михаил Окунев |
В чем же дело, кто один говорит неправду? Может быть, все дело в том, что кто-то из них слегка дурачится? Или в «непростых сигаретах»? А может быть, в том, что летние осы кусают нас даже в ноябре?
|
---|
Типичная ситуация, когда муж пытается узнать, с кем проводила время его жена, незаметно превращается в абсурдную. И когда за детективной линией сюжета следить уже не имеет смысла, на первое место выходят слова. Слова и вопросы, на которые в обычной жизни мы не всегда обращаем внимание. И именно они оказываются гораздо более значимыми:
— почему мужчинам и женщинам сейчас сложно жить в браке?
— несем ли мы ответственность за то, что происходит в этом мире?
— что такое любовь?
— что такое вера в Бога?
— что по-настоящему делает нас несчастными или счастливыми?
И выяснить ответы на них ничуть не менее важно, чем понять, где же был Маркус.
Эффект слова
|
---|
Слова в этом спектакле играют удивительную роль. Мы, как зрители, привыкли делить все происходящее на сцене на действия героев и реплики. Обычно словами объясняют мотивы, мысли, переживания — все, что нельзя показать, но нужно понять. В этой пьесе действия почти нет, все решают слова. И в один момент они как будто становятся материальными, обретают плоть и кровь. Когда герои рассказывают, как молодая женщина положила в холодильник отрезанный палец, который ей ампутировали после несчастного случая на работе, или как ребенку сделали из коры дерева маленький кораблик, кажется, что ты своими глазами видишь и этот палец, и этот кораблик.
Эмоциональное воздействие на зрителя оказывает не драма, трагедия, а именно слова.
|
---|
Еще одна важная деталь: даже о самых сложных темах автор пишет легко и иронично. Иногда сложно определить, что это — философский монолог или легкая пародия на него? Но ведь и в жизни мы часто принимаем одно за другое. Бывает, что летние осы кусают нас даже в ноябре.
Об авторе
Режиссер, сценарист, писатель Иван Вырыпаев родился и вырос в Иркутске, затем переехал в Москву. Широкому зрителю его работы пока не очень хорошо знакомы. В 2006 году на большие экраны вышел фильм «Эйфория» (сценарий и режиссура Ивана Вырыпаева). Позже были «Кислород» и «Танец Дели», но распространялись они главным образом с помощью торрентов и других ресурсов интернета. Последние несколько лет он живет и работает в Польше.
Войтек Урбаньски, режиссёр:
— Я дружу с Иваном. Он живет в Варшаве, я тоже. И, с одной стороны, мне легко, потому что я его хорошо знаю, но с другой — очень трудно. Мы много общаемся. Я понимаю, чего он хочет от своих пьес. Мне интересно его содержание, но у меня есть свой взгляд на то, как потенциал этой пьесы должен раскрываться. И это точно отличается от того, как поставил бы Иван Вырыпаев.
Отметим, что на премьеру спектакля по пьесе Вырыпаева в Омске приехала и представитель польского культурного центра в Москве.
Елена Грондзиль, эксперт по вопросам культурно-просветительским программ:
— Польский культурный центр базируется в Москве, но мы сотрудничаем со многими городами России. Мы стараемся поддерживать приезд в Россию польских деятелей культуры. И нам самим интересно, как будут проходить мероприятия, которые мы поддерживаем. В Польском культурном центре я занимаюсь несколькими направлениями, среди которых и театральное, мне было очень интересно приехать сюда и посмотреть спектакль, который поставил польский режиссер. Это постановка о нас, о нашей жизни, о наших страхах и неудовлетворенностью собой, о сомнениях и недоверии, о любви и стремлении быть счастливым, о вере и разочаровании, поэтому он и близок каждому, сидящему в зале.
О спектакле
Ольга Беликова, актриса:
— Для меня было самым удивительным то, как мужчина смог понять, приоткрыть суть женщины. У моей героини три монолога, и, когда я их в первый раз читала, я не могла понять, как мужской мозг может дойти до такой сути женского существа, приоткрыть тайны. Моя героиня очень противоречива, и это нормально. Мне кажется, что Ваня пишет с такой любовью о ней, с таким пониманием. Но я ассоциировала себя с каждым из героев — и с мужчинами, и с женщиной. Если сложить всех трех героев в одно целое, мог бы получиться один полноценный человек, которого я очень понимаю.
Владислав Пузырников, заслуженный деятель культуры Омской области:
— Во-первых, это нечто новое. Хотелось что-то познать, поучиться чему-то. В профессии наступает такой период, когда кажется, что ты научился всему. Эта пьеса — повод найти в себе что-то. Привлекает именно работа с новой формой. Мы сейчас находимся в такой стадии поиска, и это как раз то, ради чего артисты делают все, чтобы познать что-то в себе и в профессии.
Михаил Окунев, народный артист России:
— Иван Вырыпаев, на мой взгляд, на сегодняшний день — один из самых известных современных драматургов. Его ставят не только у нас, в России, но и очень много за рубежом. И пьесы Вырыпаева не было у нас в Омске. Это счастье — поработать с таким текстом, с такой драматургией. Людям, которые работают с ней, она открывает очень много пластов. Я очень надеюсь, что во время спектакля будет познавать себя и зритель.
Так о чем же этот спектакль? Конечно, каждый ответит на этот вопрос по-своему. О мужчинах и женщинах, о нас, о попытке разобраться с тем, что действительно важно, а что мы привыкли только считать таким. О возможности заглянуть в свой внутренний мир и не побояться увидеть то, что мы привыкли скрывать не только от других, но даже от самого себя, чтобы потом найти что-то светлое и вечное. Ведь не напрасно же летние осы кусают нас в ноябре.