В кинотеатре «Слава» в течение четырёх дней проходил очередной Фестиваль британского кино, на котором показали фильмы «Аббатство Даунтон» (18+), «Голкипер» (16+), «Плывём, мужики» (16+) и «Ослеплённый светом» (16+) производства от 2017 до текущего года. Напомним, в прошлом году в проведении смотра случился перерыв из-за конфликта вокруг дела Скрипалей.
Переполох в дворянском гнезде
«Аббатство Даунтон» — киноверсия одноимённого телесериала, который продержался шесть лет и получил высокие зрительские оценки. Естественно, если не видел сериал, то и полнометражку ты смотришь как будто с середины — подразумевается, что зритель знает героев, их прошлое и какие отношения между ними. Несведущий зритель узнает, что против ожидания в аббатстве этом персонажи — не аббат и его монахи, а дворяне и даже королевская чета Георга V и Марии (Саймон Джонс и Джеральдин Джеймс) и её прислуга.
|
---|
В киноверсию создатели вставили множество самых разных событий. Среди них – конфликт из-за наследства Мод Бэгшоу (Имелда Стонтон), любовные линии, приезд короля и королевы в гости в имение главных героев и в связи с ним дикой и комичной борьбы местных слуг за то, чтобы самим приготовить яства и подать их на стол монархам. Сочетание очень эклектичное и при этом интересное.
|
---|
Как говорится, концентрация Британии в «Аббатство» по-настоящему запредельная. Эталонный и невозмутимый дворецкий Карсон (Джим Картер) — на момент событий киноверсии уже отставной, но по некоторым причинам он вернётся в строй и будет на высоте. Пиетет перед монархами.
|
---|
Бал аристократов в финале. Чопорные шеф-повар (Филипп Сполл), экономка, дворецкий (он же «паж чёрной лестницы») в исполнении Дэвида Хэйга и лакеи короля. Ну и английский юмор — где-то тонкий, а где и брутальный.
Психология слуг имения, которая уже выработана столетиями — своё подчинённое положение они воспринимают как само собой разумеющееся, ничего плохого в нём не видят, а уж когда речь идет об услужении королю и королеве, так и вовсе готовы расшибиться в лепёшку.
— Порезать яйца — быстро! Масло — быстро!
— Оплеуху — сию секунду!
|
---|
«Аббатство» оригинально тем, что после окончания главного события — визита короля в имение — картина длится ещё около 15 минут, ставя точки в разных линиях. Многолюдность есть многолюдность. И при этом показывает типичную ситуацию для того времени на примере хозяйки имения Коры Кроули — рефлексии дворянина-землевладельца на тему продолжения прежнего образа жизни, который всё более обременяет. Но, думается, то, как заканчивается эта рефлексия, вполне ожидаемо.
Спародировали «Бойцовский клуб»
«Плывём, мужики» — спортивная комедия и одновременно мелодрама о мужской команде по… синхронному плаванию. Для английского зрителя это, возможно, более привычно, а для нашего такое гротескное сочетание ещё смешнее. Официальные спортивные круги эту дисциплину логично не признают, а вот неофициальные чемпионаты действительно проводятся. Естественно, и в реальности фильма мужское синхронное плавание окружающие воспринимают странно, но для главных героев это увлечение — способ некоего решения их психологических проблем. У каждого они свои и причём у них уговор — ни с кем из членов «клуба» этим не делиться. А остальные правила явно похожи на свод из «Бойцовского клуба» — почему всё и кажется пародией на картину Финчера.
— Это мужчины?! Почему мужчины?!
— Так хромосомы сложились…
|
---|
Проблемы у героев, конечно, разные. А у главного, бухгалтера Эрика (Роб Брайдон), который присоединяется к компании позже всех, – целый кризис, когда он странно убегает из дома из-за измены жены и поселяется в гостинице. Вокруг его переживаний, иногда даже каких-то психоделических, во многом и строится повествование. Его успех на мировом турнире в итоге заставляет поверить в себя и продолжить отношения в браке — комичная сцена с серенадой прямо на митинге и с «подтанцовкой» из товарищей по команде повергает зрителя просто в бурный восторг и заливистый смех.
|
---|
Есть, кстати, и интересная перекличка с «Аббатством Даунтон». Актер Джим Картер играет и здесь. Он исполняет роль одного из пловцов.
Множество смешных сцен, юмора, конфликтов, сомнений — всё это в картине о преодолении, воле к победе, самоиронии и решимости добиваться своей цели (в том числе уже и не в спорте, а в личной жизни).
Судьба таланта при тэтчеризме
Фильм «Ослеплённый светом» режиссёра Гуриндер Чадхи закрывал программу фестиваля и точкой стал весьма достойной. Чадха — автор давней бесшабашной и одновременно драматичной комедии «Играй, как Бекхэм!», которая стала одной из первых известных работ Киры Найтли, впрочем она там играла не самую главную героиню.
|
---|
Нынешняя картина сделана во многом по тем же шаблонам, что и лента про девушек-футболисток, это хорошо видно. Там — девушка из семьи иммигрантов-индусов, страстно желающая играть в футбол на профессиональном уровне, но её при этом одёргивают родители, которые требуют, чтобы она строила свою жизнь так, как они ей укажут, в привычных традициях своего народа. Она не мечтала о каких-то европейских дикостях. На этом и получался главный конфликт. Причём временем действия было начало 2000-х, когда фильм и снимался.
|
---|
Здесь — 1987 год, правление Тэтчер, молодой пакистанец Джавед (Вивеик Капра), который хочет стать писателем, пишет тексты для песен группы своего друга Мэтта, (Дин-Чарльз Чепмен) начинает как журналист и вдруг увлекается музыкой Брюса Спрингстина. И при этом у него деспотичный отец (Кулвиндер Гир), который хочет, чтобы сын получил какую-нибудь «хлебную» профессию, лучше экономиста, и при этом не пытался стать британцем, потому что это всё равно невозможно, и оставался пакистанцем.
Напомним, это времена Тэтчер — безработица, экономический спад, разгул неофашистов как реакция на массовую иммиграцию в Англию из её же бывших колоний. Все эти явления в картине очень красочно, умело и убедительно показаны. Словом, снова про мультикультурализм и конфликт отцов и детей.
|
---|
Опять же перекличка — и двойная — теперь у «ОС» и «Плывём, мужики». Отца Мэтта играет упомянутый Роб Брайдон, образ у него теперь совершенно другой — длинная причёска, разбитной и грубоватый характер, работа продавца одежды на рынке. Увидеть такое перевоплощение актёра в двух фильмах подряд, конечно, интересно. Ну и мюзикловая сцена на рынке, когда Джавед как серенаду исполняет песню, конечно же, Спрингстина, для своей возлюбленной — молодой оппозиционной активистки и однокурсницы Эммы (Кит Рив), напомнила сцену у фонтана на митинге с синхронистами. Помимо этой, мюзикловых сцен тут ещё около двух, если не ошибаюсь — тоже безбашенных и, как это бывает в данном жанре, обманчиво спонтанных.
|
---|
А увлечение Джаведа Спрингстином (во времена, когда исполнитель считается уже ретроартистом, молодёжь слушает совсем других «героев») очень объяснимо — он услышал в его песнях полное созвучие с его проблемами, социальным положением, психологическим состояием. И то, как эти мысли созвучны, режиссёр показала особенно наглядно в одной из сцен — во время грозы. Для кого-то в нашей стране такими же кумирами в своё время, наверное, стали Кинчев, Цой, Высоцкий или Шевчук.
Но и музыкальная атмосфера времени действия в остальном воссоздана очень симпатично и даже с визуализацией титров в начале как надписей с кассет — от «Pet shop boys» до «Level 42» и так далее.
Так что в новом фильме Чадхи смешано очень многое: юношеские обиды, первая любовь, политика, экономика, творческие амбиции, сомнения в своих силах… В хорошей пропорции и симпатично.