В Омске состоялся закрытый показ картины местного режиссёра Яны Мартынец «Доживём до каникул?…» Её прокат стартует 21 февраля. Фильм основан на реальном случае с псковскими школьниками в 2016 году — когда те совершенно по-идиотски забаррикадировались в дачном посёлке, устроили перестрелку с полицией и одновременно трансляцию в «Перископе», а не дождавшись решающего штурма, покончили с собой. История вызвала большой резонанс, это тот самый пример, когда серый человечек дорывается до своих 15 секунд славы. Больше шансов прославиться у этих юноши и девушки по понятным причинам уже не было.
Проблема в том, что омский режиссёр, добавив своё авторское видение истории, во-первых, полностью вырезала момент с Интернет-трансляцией. Та характеризовала погибших самым пакостным образом (это недавно отметил даже… Никита Михалков в своей одиозной и нашумевшей ТВ-передаче «Бесогон»). В реальности фильма ничего подобного нет и герои Лера и Артём выглядят явно более положительными персонажами, чем реальные прототипы и даже несчастными жертвами обстоятельств, равнодушных родителей, чересчур бдительной соседки по дачному посёлку и в случае конкретно девушки — злобных одноклассниц. Мол, кибербуллинг — вещь страшная, а вот трансляции на тему «Как мы круто бьёмся с ментами в реале» таки не было. Зачем нужно было так всё переворачивать и умалчивать — совершенно непонятно. Тупость, тщеславие, упёртость и зависимость при этом от своей сетевой аудитории у прототипов просто зашкаливали до отвращения. В фильме всё это как языком слизало.
Зато есть дополнительная интрига насчёт загадочной смерти отца Артёма и… оружия, благодаря которому на даче герои и смогли устроить перестрелку.
В реальности фильма город, где всё происходит — и не Псков, и не Омск, просто некий российский город, как символ того, что история могла случиться где угодно (хотя снятые места Омска всё равно, конечно, можно узнать и это тем более интересно местному зрителю). С точки зрения картинки (оператор и режиссёр монтажа — Игорь Игнаткин) или звука — всё довольно неплохо, тут создатели постарались, используя все имеющиеся возможности (помним, что в плане финансов они тут в роскоши явно не купались). Интересно музыкальное оформление, вплоть до совпадения по настроению сюжета и текстов звучащих песен не слишком известных рок- и рэп-групп.
Помимо молодых и пока ещё непрофессиональных актёров роли взрослых исполнили артисты омских театров — от ТЮЗа до Лицейского и Пятого. Это и Евгений Точилов, и Дмитрий Макаров, и Наталья Виташевская, и другие. Увидеть их, привыкнув смотреть в основном в спектаклях их коллективов — тоже весьма любопытно. Как минимум никто не потерялся в киношных интерьерах, как максимум — у кого-то оказались и свои хорошие находки.
Оценка: 6 из 10.
Полина Малькова