Когда разгневанная общественность два дня назад еще не знала, что Алексея Навального внезапно отпустят из Кирова под подписку о невыезде, во время гуляний на площади Труда некоторые ее представители предлагали в знак протеста пойти после мероприятия на фильм «Штурм Белого* дома», поскольку название картины соответствовало настроению собравшихся. Некоторые действительно пошли, в том числе и мы.
«Как? Ведь совсем недавно же было!» — воскликнет читатель, который следит за новинками кинопроката, и будет совершенно прав. В марте на экраны вышел фильм «Падение Олимпа», в котором мужественный сотрудник американского Агентства национальной безопасности спасает Белый* дом и президента от нападок северокорейских террористов.
Надо полагать, в Голливуде кризис идей, иначе как объяснить появление двух фильмов с одинаковой завязкой в прокате с разницей всего в несколько месяцев?
Изначально обнадеживало, что «Штурм Белого* дома» снял Роланд Эммерих, создатель таких культовых фильмов-катастроф, как «День независимости», «2102» и «Годзилла», да и бюджет в 150 млн долларов выглядел солидно.
Тем не менее зрелище, которое предлагает на зрительский суд режиссер, получилось весьма сомнительным.
В интервью режиссер признавался, что хотел в своем фильме вернуть ощущение «золотой эпохи боевиков». Что же, отчасти ему это удалось.
Большинство героев картины как будто бы сбежали из голливудского кино 80-х годов. В фильме безжалостно эксплуатируются целые сюжетные ходы из таких хитов, как «Крепкий орешек» (главный герой карабкается в исподнем по шахте лифта), «В осаде» (стрельба из ПЗРК по армейским вертолетам) и «Скала» (эпичные пролеты бомбардировщиков с приказом «уничтожить объект», который отменяется в последний момент).
Не нужно даже пересказывать сюжет: хороший парень (Ченнинг Татум) — главный герой — оказался не в то время и не в том месте (Белый* дом). Президента Сойера играет Джейми Фокс в белых кроссовках, в некоторых удачных эпизодах он мимикой напоминает Барака Обаму.
Сюжет предсказуем от начала и до конца: зритель без труда угадывает главного злодея, кого убьют в самом начале и кто погибнет в конце фильма.
Может быть, Эммерих и хотел снять кино по лекалам старых добрых боевиков 80–90-х, но взял оттуда только плоских, как дверь, персонажей и предсказуемые повороты сюжета.
Даже в самый напряженный момент картины, когда один из злодеев приставляет пистолет к голове дочери главного героя, требуя открыть чемодан с пусковой системой ядерных ракет, Эммерих превращает происходящее в балаган.
В ту секунду, когда президент должен произнести что-нибудь прочувствованное и духоподъемное, чтобы продемонстрировать непоколебимость лидера нации перед лицом невзгод, он вдруг говорит фразу, после которой зал кинотеатра утопает в истерическом смехе зрителей. «Нет! — гордо изрекает президент, — я не открою этот чемоданчик!».
В голове немедленно всплывает образ героя Александра Панкратова-Черного из фильма «Мы из джаза», в котором он с издевательской интонацией исполнял бессмертные куплеты «А ну-ка, убери свой чемоданчик».
Эммериху стоило включить эту композицию в саундтрек к своему фильму, потому что после отказа президента «открывать чемоданчик» около 10 минут на экране не происходит ничего, кроме оскорбительной для зрителя торговли между персонажами по схеме «Открывай!» — «Не открою!»
Экшен-сцены, которыми так славится Эммерих, в «Штурме Белого* дома» сняты так, что напоминают эпизоды из ресторана в «Бриллиантовой руке»: Семен Семеныч стулом разбивает окно, дамы падают в фонтан, гуси летят. Ничего непонятно.
Единственный приличный экшен на весь фильм случается, когда главный герой с президентом на бронированном «Кадиллаке» устраивает гонки на лужайке около Белого* дома. Именно здесь чувствуется рука мастера. Жаль, что так же искусно не снят весь фильм.
Казалось бы, сам Бог велел в такой блокбастер поместить пару классных драк, которыми знаменит тот же Стивен Сигал из фильма «В осаде». Но не в этот раз: когда герои идут в рукопашную, больше всего это действо напоминает бытовую стычку на кухне между жильцами коммуналки. Какие-то невнятные толчки, сопровождающиеся туманными угрозами на фоне плачущих детей.
Чувствуется, что Роланду Эммериху тесно в стенах Белого* дома: он ведет себя как слон в посудной лавке, не зная, как красиво показать зрителю разрушенный интерьер. Это понятно: одно дело когда ты привык целые континенты замораживать или заливать вселенским потопом, и совсем другое — когда приходится работать в ограниченном пространстве. Мастеру явно не хватает оперативного простора.
Зато если вы рискнете пойти на этот фильм, то увидите, как обустроен Белый* дом изнутри. Режиссер хвастался, что некоторые локации воссозданы один в один. Так что единственный способ получить удовольствие от этого фильма — наблюдать за интерьерами и устройством Белого* дома, как будто вы на экскурсии.
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом