om1.ru
«Немосква»: зарубежные эксперты о том, чем интересно омское искусство остальному миру В Омск на день прибыл десант иностранных искусствоведов, которые разбирались в местных арт-тенденциях.

«Немосква»: зарубежные эксперты о том, чем интересно омское искусство остальному миру

В Омск на день прибыл десант иностранных искусствоведов, которые разбирались в местных арт-тенденциях.
24 августа 2018, 08:30

Во вторник, 21 августа, Омск стал точкой в маршруте проекта «NEMOSKVA». Это международный симпозиум современного искусства, который путешествует по городам России, двигаясь вдоль Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Группа искусствоведов и кураторов из Нью-Йорка, Гонконга, Дортмунда, Брюсселя, Афин изучает арт российских регионов.

Экспертов интересует именно современное искусство, существующее в локальных очагах: самозарождающееся на местах и ускользающее от институций. То есть, собственно, «Немосква», которую и собираются открыть для большого мира. Целью называется поиск новых имен и налаживание связей.

Омск на этом пути оказался пятым городом, где зарубежный десант высадился на один день. Предполагается, что за это время гости успеют изучить местный опыт и соберут нереализованные идеи художников. Затем эти концепты оформят в выставку, которую провезут по крупнейшим галереям мира. Возможно, некоторые из них в будущем получат шанс на воплощение.

Площадкой для проекта в нашем городе стал музей им. Врубеля — вполне академичная институция, только недавно «признавшая» Дамира Муратова. И началась дискуссия как раз с того, что современное искусство в Омске представлено очень слабо и в основном остается незамеченным.

— Считается, что успешно покинувший Омск художник может вернуться назад в виде памятника, — охарактеризовал ситуацию искусствовед, старший научный сотрудник музея им. Врубеля Евгений Груздов.

В своей презентации он обрисовал ретроспективу развития искусства в Омске. Она в его представлении выглядит как неуклонное падение. «Золотым веком» было начало прошлого столетия, когда здесь творил «король писателей» футурист Антон Сорокин, а омское искусство не отставало от столичного. Затем всплески были в 60-е, когда рождалась идея города-сада, и в 80-е — время появления «Экспериментального художественного объединения». А в 90-е художники начали уезжать из Омска. Сейчас город воспринимают как «болото», умы захватил мрачный мем «Не пытайтесь покинуть Омск».

Тем не менее на этом фоне возникают отдельные очаги современного искусства: «Беднотаун» Дамира Муратова, школа уже покинувшего Омск художника Василия Мельниченко и ныне действующие галереи «Левая Нога» Димы Вирже и «Маячок» Никиты Позднякова. Вместе с тем развиваются проекты Института сервиса: арт-резиденция, «Формула моды» и театр мод «ОбраZ». Работают художники граффитисты, приезжает фестиваль «Стенограффия».

Однако подлинные «места силы» не сложились. Музеи лишь делают первые шаги к современному искусству, «настоящие» (в том числе коммерческие) галереи не могут закрепиться, уступая место сувенирным лавкам.

Выводы были сделаны такие: Современное искусство в Омске как бы есть, но у него нет никаких преимуществ, и все зависит от конкретного культурного героя. Современное искусство — это что-то нужное и бесполезное, сложное и примитивное одновременно, без чего Омск легко может обойтись. Но без чего не могут обойтись отдельные люди в Омске.

Далее о своем проекте рассказала куратор «Левой ноги» Кира Газова. Галерея возникла около двух лет назад как самоорганизованное пространство. Она размещается в маленьком помещении на Красном Пути, когда-то бывшей мастерской Димы Вирже, и позиционирует себя как площадку для людей, «не испорченных художественным образованием». За короткое время «Левая нога» стала культовым местом в городе, собрав вокруг себя неформальную творческую тусовку. Выставки организовать там может практически каждый.

— Мы открываем новые имена. Выскавки проводятся, скорее, не для зрителей, а для самих художников, для их развития. К нам приходят ребята, которые не знают, как проявить свой потенциал, и мы помогаем им в этом, — рассказала Газова.

Успех, по ее мнению, кроется в максимальной открытости и отсутствии оценочных позиций. Галерея готова к любым экспериментам: выставки, например, проводят в лодках, тазиках, на кладбище и даже в «Магните». Все это принципиально вне коммерции. Идеолог проекта Дима Вирже развивает направление изионизм — максимум выразительности при минимуме затрат. И для Омска это кажется самым оптимальным вариантом.

По мнению зарубежных экспертов, такая саморазвивающаяся галерея — лучшая модель для города, где современное искусство существует в вакууме.

— Нельзя мечтать о миллионной аудитории по мановению руки. Потребуется много времени и усилий. Вы начинаете буквально с ничего, делаете детские шаги, но волшебной таблетки здесь нет, — отметила Сяоюй Вэн, куратор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

При этом иностранные кураторы, в отличие от многих омичей, не считают, что город безнадежно отстал — вопрос в расстановке акцентов между локальным и глобальным. Неожиданно у Омска обнаружили параллели с Гонконгом.

— Есть много совпадающих рифм. Общие страхи, ощущение, что вовне что-то лучше, важнее. Но это может быть только иллюзией. У людей должна появиться уверенность. Вместо того чтобы искать модель извне, надо прислушиваться к внутренним импульсам, понять нужды живущих здесь людей, — считает Космин Костинас, исполнительный директор и куратор ЦСИ Para Site в Гонконге.

«Соединенное королевство Сибири» Дамира Муратова. Существует также работа «Соединенные штаты Сибири».

Оптимизм куратора пресекли мыслью, что локальное искусство в глобальном мире все-таки останется непонятым из-за специфики языка. Для примера Костинаса попросили «разгадать» культовую в Омске картину Муратова «Соединенное королевство Сибири». Опыт оказался не совсем удачным: специалист увидел здесь панк, деревянные вещи — то, что ассоциируется у него с Сибирью, но признал, что замысел без контекста ему непонятен. Хотя иронию он считал.

— У вас страх быть непонятыми, но искусство не сводится к простой передаче сообщения. Неприятие — тоже часть его восприятия, — попытался объяснить он.

Эксперты продолжали настаивать на важности локального искусства.

— Важно, как мы можем связать глобальное с локальным. Если мы живем в местном пространстве, это не значит, что то, что здесь происходит, неинтересно остальному миру. Все связано, — уверена Инке Арнс, директор Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде.

Ревю нереализованных идей омских художников.

Доказывать это намерены, собирая идеи региональных художников, которые не были реализованы по тем или иным причинам — в том числе из-за отстутствия денег. В Омске тоже отобрали несколько концепций, которые, пока только в макетах, отправятся в турне по другим городам проекта «NEMOSKVA», а затем по зарубежным галереям. Что из этого выйдет, пока непонятно. Первые итоги будут подводить только во Владивостоке.

Пока же Омск остался в смешанных ощущениях. С одной стороны, на него обратили внимание, с другой — он оказался объектом, интересным лишь с точки зрения изучения. Как и столетия назад, сюда едут «этнографические» экспедиции исследовать культуру аборигенов. В общий контекст город все же не встраивается. Хотя — иностранные эскперты говорят, что и не надо.

 

Фото: Екатерина Чаплинская, галерея "Левая нога", Дамир Муратов
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter