НА КАНАТЕ
|
---|
Погружение в профессию началось с прихода в святая святых цирка — арены. Здесь меня встретили известные в России артисты цирка Сайракан и Махмуд Суанбековы. Бразды правления на себя взяла Сайракан, сама она долго занималась акробатикой на шестах, а на канат встала в 30 лет.
|
---|
Сайракан уже научила цирковому искусству двух сыновей и решила ненадолго взять шефство и надо мной.
|
---|
Но так просто на канат не попадешь. Сначала необходимо разогреть мышцы, поэтому меня отправляют бегать по арене.
Сайракан Суанбекова:
— Перед тем как становиться на канат, нужно хорошо разогреть мышцы, чтобы чувствовать их, контролировать и расслаблять, когда необходимо.
Затем разминаем стопы и руки. Ведь именно они твои главные помощницы на канате. Важно не перенапрягать стопу и правильно балансировать руками, чтобы не потерять равновесие и не полететь с высоты.
Когда тело подготовлено, пора вставать на канат. Воображаемый! Да, прежде чем вступить на настоящий, необходимо разобраться, как правильно ставить стопы и балансировать руками. Мы делаем это на полу. Контролировать все части тела сразу довольно сложно.
|
---|
Нужно, чтобы ступни ходили плавно по определенной траектории, при этом не перенапрягаясь, нельзя прогибаться в пояснице и сильно сгибать колени, а руки должны быть подвижными только от локтя до кончиков пальцев. Именно так удобнее держать равновесие.
|
---|
И вот, когда техника, кажется, изучена, наступает момент икс и я наступаю на канат. Конечно, под купол меня никто не приглашал, канат растянули довольно низко — примерно в метре от пола. Однако, когда находишься наверху, кажется, будто лететь тебе в случае чего придется неблизко. Благо, акробаты держали меня за руки и подсказывали, как правильно идти.
|
---|
Когда только учишься ходить по канату, важно передвигаться медленно, как бы скользя по нему стопой. Уже позже, когда канат становится для артиста второй дорогой, он может бегать по нему и даже прыгать на скакалке. Это мне с легкостью демонстрирует Махмуд.
|
---|
Обычно канатоходцы используют так называемые балансы и вееры, чтобы держать равновесие. Мне показали легкий баланс — длинную палку весом 12 килограммов (да уж, действительно «легкий»).
|
---|
Когда на канате меня внезапно решают отпустить (вот так сюрприз!), я делаю огромные глаза и начинаю падать. Потому что так просто с первого раза канат не покорить — нужны длительные и упорные тренировки.
РИСКУЮТ С ДЕТСТВА
|
---|
Братья Суанбековы тренируются в цирке с самого детства, они и родились на гастролях в разных городах. На вопрос, почему пошли в цирк, смеясь, отвечают: «У нас не было выбора, мы же «опилочники».
Сейчас, помимо номеров на канате, в которых участвует вся семья, братья выступают на «колесе смерти», правда, артисты предпочитают называть его «колесом смелости». Кроме них, такой программы в России нет ни у кого.
|
---|
«Колесо смерти» представляет собой конструкцию из двух колес, соединенных между собой.
|
---|
Один из артистов работает внутри колеса и следит за его скоростью, другой выполняет трюки снаружи.
Махмуд Суанбеков:
— Здесь важно соблюдать баланс и держать скорость. Потому что если я раскручу колесо сильнее, брат, рассчитывая на другую скорость, может сорваться и улететь.
Два года назад работающий снаружи Нурсултан во время шоу в пермском цирке сорвался вниз с 8-метровой высоты. Местные врачи зафиксировали перелом крестца, разрыв мениска, перелом колена и разрывы связок. В память об этом у акробата в кости остались железные шурупы. Сейчас он снова на арене с тем же колесом. Говорит, возвращаться было не страшно.
ПАМЯТЬ ОБ ОМСКЕ
|
---|
В Омске семья Суанбековых уже не первый раз. Они периодические приезжают гастролировать в наш цирк. И в свой единственный выходной успели погулять по городу и насладиться его красотами. Позитивно отзываются артисты и об омском зрителе.
— В Омске очень благодарный зритель. Хорошо принимают, сопереживают. Такое не во всех городах встречается. Например, запомнились Казань и Нижний Новгород — там зрители были очень сдержанные, — рассказывает Нурсултан.
|
---|
У младшего брата есть и другие воспоминания о нашем городе. «Вот этот шрам я получил в Омске», — с улыбкой говорит Махмуд и демонстрирует руку. Боевое ранение парень приобрел все там же, в цирке. Коллега по цеху попросил его подержать обезьяну, а той что-то не понравилось, поэтому она решила искусать парня. Затем укус опух и его пришлось вскрывать в больнице.
НЕ СИДИ СПИНОЙ К МАНЕЖУ
|
---|
И вот, познакомившись с артистами и попробовав себя в роли канатоходца, остается одно — узнать цирковые традиции, чтобы меня ненароком не побили за кулисами.
Главное поверье артистов — нельзя сидеть спиной к манежу. Это плохая примета. За кулисами нельзя переходить дорогу артисту, который готовится к выходу на арену. «За это могут побить», — шутят братья.
Нурсултан Суанбеков:
— Нельзя возвращаться в гримерку, если что-то забыл, кто-то не шьет перед выступлением. Была одна артистка, которая устроила целую истерику из-за маленькой дырочки.
Сами братья Суанбековы стараются не верить в приметы, чтобы зря не накручивать себя перед сложными трюками.
Фото: Юлия Куржумова, Виктория Гридасова