Увы, картина попала при этом под пресс жесточайшей прокатной конкуренции с комиксом «Мстители: Война бесконечности», который вышел с ней одновременно. Соответственно, и кассовый успех ее из-за этого может оказаться меньше, будь ситуация немного другой. Хотя понятно, что выпустить ее именно перед Днем Победы было более чем логично. Ну что ж, это все рассуждения скорее деловые…
|
---|
Кадр из фильма «Собибор» |
А что касается творчества? Это первая режиссерская работа Константина Хабенского, и при этом он сыграл в ней сам же и главную роль. Прямая параллель с Козловским и его спортивной драмой «Тренер», которая вышла чуть раньше и сейчас продолжает бороздить российский прокат. Как видим, до своих режиссерских работ оба этих безусловно талантливых актера дозрели в разном возрасте (33 года и 45 лет) и при этом точно можно сказать — в совершенно разных сюжетах у них обоих получилось достойно. Если про Данилу говорят, что ощущение такое, что он всю жизнь постановщиком и работал, то моя оценка о Хабенском — в дальнейшем из него может получиться хороший постановщик, даже если он не поставит производство на поток, а будет все равно чаще сниматься сам как актер у кого-то другого.
|
---|
Константин Хабенский |
Заранее было известно, что к фильму причастен пока еще действующий министр культуры России Владимир Мединский. Впрочем, каким образом причастен? Скажем, на «Кинопоиске» ранее его имя из списка сценаристов согласно данным прокатчиков убрали — но, скорее всего, прокатчиков об этом попросил сам министр. Он комментировал в общении со студентами ВГИКа свою причастность скромно и одновременно как-то снисходительно: «Я не автор сценария. Я написал историю на несколько страничек и отдал ее продюсеру, не синопсис, а просто историю». Очень быстро эти слова попали в прессу.
Главную же работу над самим сценарием проделали сразу четыре человека: сам Хабенский, Андрей Назаров, Анна Чернакова и такой мэтр кино, как Александр Адабашьян. Понятно, что реальную историю о восстании и побеге в немецком концлагере Собибор, где содержали и казнили именно евреев, они несколько додумали и что-то добавили, но в целом у зрителя быстро возникает ощущение достоверности.
|
---|
Кадр из фильма «Собибор» |
Хабенский использовал для картины немало, очень даже немало различных штампов, которые вспоминаются о фашистах, их отношении к евреем, концлагерях, Холокосте, но не сказала бы, что такие штампы вызывают прямо-таки отторжение. Наоборот — чаще они все же уместны.
Какие же это штампы, если для примера? Ну, скажем, в начале фильма только прибывающие в лагерь евреи подавлены, но пытаются как-то хорохориться и приспособиться к жестокой новой реальности — мол, они и тут как-то смогут жить. Среди них — героиня звезды «Матильды» Михалины Ольшанской. Она, кстати, вынесена на афишу картины вместе с Хабенским, Сергеем Годиным, Романом Агеевым и Марией Кожевниковой. По сути пять звезд фильма (известный по голливудским фильмам Кристофер Ламберт упомянут на афише, но без его визуального образа) — и неожиданно то, что одна из них, как раз та, кого играет Ольшанская, быстро погибает в газовой камере. Оригинально, но спрашивается, стоило ли брать на такую роль именно эту актрису?
|
---|
Кадр из фильма «Собибор» |
Штамп по сути основной — показать немцев жестокими, безжалостными и довольно туповатыми нелюдями. С этой задачей все актеры, их игравшие, справились, кстати, отлично. Впрочем, есть одна более подробная история начальника лагеря Херцеля (Ламберт), которая хотя бы поясняет его мотивацию верного члена НСДАП и подданного Гитлера. Он рассказывает, как в молодости хотел жениться на еврейке, но его отец и не дал это сделать. Кто теперь виноват в его жестокости к евреям? Он сам? Может, Гитлер? Нет! Он в этом никогда не признается. Виноват его отец. И никто иной. Удобно. Кстати, он еще и в легкой форме вуайерист. Другой относительно обрисованный персонаж — немец, который любит много фотографировать. Планирует после войны устроить фотовыставку. Вот такая интересная черта.
Есть и некоторые другие штампы, которые даже трудно конкретизировать, но они в любом случае присутствуют. Ну а показать евреев страдающими — для этого сделано многое и разнообразно. И даже в такой драме где-то найдется место и юмору…
|
---|
Кадр из фильма «Собибор» |
Цитата:
— Нам нужен командир с военным опытом.
— Нормальный еврейский подход…
Но, как уже сказано, никаких художественных достоинств фильма это не умаляет. К тому же есть и красивая продуманная картинка, хорошая музыка композитора Кузьмы Бодрова и некоторых классиков, очень убедительная драматургия. Даже когда кто-то из зрителей с недоумением вопрошает — «А чего это героиня Кожевниковой весь фильм просто молча ходит?» — ты, посмотрев сам, понимаешь, что и с Кожевниковой именно так все было задумано. Именно вот такая роль. Почти без слов. Которая, естественно, тем сложнее. Но именно концептуально такая — драма молодой женщины, которая, попав в подобный ад, замкнулась вот настолько.
Конечно, нельзя не сказать о роли самого Хабенского. Его герой Александр Печерский, попадающий в Собибор из лагеря в Минске — реальный персонаж. Как и многие тут. Его руководство коротким восстанием и последовавшим побегом — вещь, как пишут в титрах создатели, не признанная при советской власти. Его не отметили наградами, он успел после возвращения через линию фронта повоевать в штрафбате как бывший пленный, а в мирное время умер своей смертью, прожив еще долгую жизнь. Несгибаемость, внутренний стержень, хладнокровие, лидерские качества и человеческое достоинство прототипа актер-режиссер где-то неуловимыми мазками, а где-то густыми передал очень убедительно.
|
---|
Кадр из фильма «Собибор» |
Цитата:
— Вы что, не хотите жить?
— Нет. Так не хочу.
Именно во многом факт исторического замалчивания на самом деле уникального события изначально тронуло и Мединского, и далее создателей. И они сумели проникнуться его духом и тем, что и о таком эпизоде в борьбе с врагом — даже по ту сторону фронта, и в относительно небольшом лагере (по достоверной картинке кино число узников тоже видно как небольшое, Собибор вообще нельзя сравнить с самыми известными лагерями типа Маутхаузена или Бухенвальда) — нужно очень четко помнить и не прощать. Тем более в ситуации, когда в одной из соседних стран Гитлер стал героем, а фашизм — государственной идеологией (все мы знаем, почему и из-за кого все это произошло).
Оценка: 8 из 10.
Анфиса Пушкина