om1.ru
Рецензия на фильм «Погружение»: Тихо несет вода… В киноцентре «Вавилон» начался прокат нового фильма классика немецкого кинорежиссера Вима Вендерса. На сей раз его картина называется «Погружение». И, кажется, даже само это название многозначно…

Рецензия на фильм «Погружение»: Тихо несет вода…

В киноцентре «Вавилон» начался прокат нового фильма классика немецкого кинорежиссера Вима Вендерса. На сей раз его картина называется «Погружение». И, кажется, даже само это название многозначно…
5 марта 2018, 13:02
рецензия

Несмотря на свой уже почтенный возраст (72 года), Вендерс снимает довольно часто, однако язык не повернется сказать, что это режиссер, который ради выгодной коммерции работает как на конвейере. И, по сути, берется он именно за то, что ему интересно. Предыдущие два его фильма — «Все будет хорошо» 2015 года и «Прекрасные дни в Аранхуэсе» 2016-го — совершенно разные, хотя в обоих случаях это драмы. «Прекрасные дни» некоторые критики называют самым смелым и экспериментальным фильмом Вендерса, там снялись европейские актеры и, кроме того, известный рок-музыкант Ник Кейв. Во «Все будет хорошо» в главных ролях сыграли голливудские звезды Джеймс Франко и Рэйчел МакАдамс, хотя голливудские студии к этим съемкам отношения не имели никакого. Его считают довольно неудачной работой классика. В том числе из-за того, например, что не столь убедительно, как должно сыграл именно Франко.

Кадр из фильма «Погружение»

Что же касается «Погружения», то здесь в центре сюжета — герои, которых сыграли Джеймс МакЭвой (его персонажа, кстати, тоже зовут Джеймс) и Алисия Викандер. Оба опять же не американцы, но очень востребованы в Голливуде — взять хотя бы то, что Викандер сыграла в стартующей вскоре в прокате новой «Ларе Крофт»… Сам Вендерс сценарий на этот раз не писал — его авторами стали Эрин Дигнам и писатель Дж. М. Ледгард. Точнее, Дигнам переработала для кино известнейшую в мире книгу Ледгарда с тем же названием. Таким образом, мы имеем дело с экранизацией литературы, причем бестселлера. Хотя, как известно, бестселлер бестселлеру рознь и не всегда экранизировать успешную книгу — гарантия больших кассовых киносборов.

Кадр из фильма «Погружение»

Итак, это любовная история, причем людей довольно романтических профессий — она океанолог, он спецагент самого широкого профиля — разведчик, диверсант и так далее. Необычное сочетание, правда? Встретившись на курорте во Франции, они настолько запали друг другу в душу, что их связь стала не просто мимолетной интригой на отдыхе, а скорее все же любовью на всю жизнь… Разлука по принципу «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону», то есть агент едет выполнять задание в Сомали, а ученая уплывает на исследовательском судне для погружения на глубины — и вот уже нам показывают их по отдельности в разных обстоятельствах. Трогательный контакт, когда даже на расстоянии люди очень чутко переживают друг за друга… В результате далее в картине куча флешбэков, когда мы видим героев снова на курорте, а потом — уже в настоящем в разных точках света.

Кадр из фильма «Погружение»

Общее впечатление от картины (а понятно, что это не столько вина режиссера, сколько и влияние самого материала) — получился несколько странный микс мелодрамы с приключенческим фильмом и шпионским боевиком. Как если бы действительно в котел налили компонент съемок команды Кусто, компонент про любовь и еще дозу — из некой усредненной картины про миссию спецагента против воинствующих исламистов где-то в Африке или Азии. Возможно, действительно Вендерс оказался в немного несвойственной для него среде, но сказать, что в ней он совсем растерялся, конечно, нельзя. Ну и потом в значительной степени картина получилась еще одной попыткой осмыслить конфликт между западной и мусульманской цивилизациями, да, где-то использующей совсем уж наглядные приемы, где-то — односторонней, но в любом случае своеобразной. А так как попытку осуществлял классик, то ниже весьма высокой планки, конечно, он не опустился.

Кадр из фильма «Погружение»

Агент Джеймс Мор — далеко не Бонд (сравнение напрашивается очень настойчиво), который чаще всего намного циничнее и холоднее, кроме того — элегантнее и… какой-то в большей степени супермен, что ли. Мор более уязвим и человечен, даже где-то нескладен. Все это у МакЭвоя получилось довольно органично, перекликаясь и с некоторыми другими его фильмами (только не с «Особо опасен», хотя он, казалось бы, тут и напрашивается).

Кадр из фильма «Погружение»

А что Викандер? Ее Даниэль — женщина немного рафинированная, ранимая, она очень сильно переживает, когда не понимает, почему не может хотя бы дозвониться до Джеймса, собственно, показать эти переживания, было, видимо, главной задачей, которую Вендерс поставил перед актрисой. Однако, раз это ученая, то поддержать имидж интеллектуалки тоже надо было. Справилась ли актриса с этим? Наверное, да, хотя, может, и не на все 100%.

Кадр из фильма «Погружение»

В еще одной роли — по сути второго плана, доктора Шадида — можно отметить Александра Сиддига, известного по самым разным фильмам — от «Царства небесного» и «Сирианы» до «Битвы титанов», но больше сейчас все же задействованный в сериалах. В силу его происхождения его обычно и берут на роли арабов или представителей каких-либо других азиатских народов, и в данном случае его персонаж — человек волевой, циничный, одновременно думающий и неравнодушный. Все это актеру удалось сыграть без каких-либо затруднений.

Финал ленты скорее можно назвать открытым. Плюс ли это? Может быть. Хотелось бы чего-то более четкого в концовке? Тоже возможно. Оценить самому, наверное, это в любом случае все же стоит.

Оценка: 8 из 10.

Кирилл Янчицкий

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter