Дождь и бесконечная темнота. Вода словно затапливает сцену. А раскаты грома и вспышки молний ненадолго разрывают ее черноту. На этом фоне происходит действие одной из самых сложных пьес Фридриха Шницлера. Главные герои — он и она — Фридрих Гофрайтер, фабрикант (Александр Гончарук), и Гения, его жена (Марина Бабошина).
|
---|
Марина Бабошина, актриса:
— Моя героиня живет с мужем, который давно и упорно ей изменяет и вообще довольно странно с ней обращается. Но при этом Гения продолжает с ним жить и сохраняет ему верность. Но в конце концов и это табу перед ней отступает. Первое, что мне сказал Георгий Зурабович, когда мы стали работать над спектаклем: «Это не «лилия».То есть не героиня в прямом понимании, не несчастная оскорбленная женщина. Мы искали обратную сторону, возможно, ей нравится такое положение, в чем-то она находит утешение.Что же это? Любовь? Просто брак, который супруги пытаются сохранить несмотря ни на что? Или очень странное и болезненное чувство, когда во имя любимого женщина готова на все — на боль и измену.
Такая же любовь, доведенная до крайней точки, стала главным лейтмотивом фильма «Рассекая волны» (Ларс фон Триеер). В нем главная героиня подвергает себя унизительным ситуациям, потому что видит, что благодаря этому у ее парализованного мужа наблюдаются признаки выздоровления.
Есть такой же мотив и в другой пьесе Шницлера — «Новелла о снах», по мотивам которой Стэнли Кубрика снял знаменитый фильм «С широко закрытыми глазами» (в главных ролях Том Круз и Николь Кидман). Но что именно толкает на измены героев «Далекой страны», из текста так и остается до конца не ясно. Все точки тут не расставлены. И толковать мотивы их поступков режиссер мог по-своему. Кажется, что Георий Цхирава увидел в тексте какие-то похожие нотки. В самой первой сцене спектакля главный герой буквально душит и топит свою жену, хотя в пьесе этого нет.
|
---|
Диалогов здесь очень много. Собственно, пьеса состоит только из них. Это и плюс — нет риска уйти от высокого искусства в сторону пошлости, и минус — это очень сложно как для чтения, так и для постановки. Зрителю непросто разобраться разобраться в тонкостях сюжета и отношениях героев с труднопроизносимыми для русского человека именами.
|
---|
Помочь в этом должна сценография. И она, на наш взгляд, очень удачна: на сцене появляется и теннисный корт, и настоящие горы. Отдельной строки заслуживает работа режиссера, видеосценографа Аси Мухиной. Во время спектакля параллельно, и в то же время составляя одно целое с ним, идет очень хороший и качественный фильм.
|
---|
И все же невероятно сложный текст и небольшое количество сценического времени приводит к тому, что некоторые сцены, как кажется со стороны, не проживаются, а быстро проговариваются героями.
Сложны и герои. Они сами не могут разобраться в себе. Влюбляется ли Гения в молодого человека по имени Отто, или просто пытается манипулировать своим мужем? Нет ответа. И Марине Бабошиной, действительно, удается передать целую гамму чувств.
|
---|
А вот Фридрих Гофрайтер в исполнении Александра Гончарука получился чем-то похож на официанта Диму из «Утиной Охоты» — холодный, расчетливый циник, с хорошим чувством юмора, у которого не дрожит рука. Он, не задумываясь, убивает молодого любовника своей жены, мимоходом увлекает и так же быстро бросает молодую девушку Эрну.
|
---|
Такой ли Фридрих Гофрайтер у Шницлера? Нам показалось, что образ этот глубже и сложнее, ведь как минимум к нему испытывают сильные чувства сразу три героини этого произведения. А одного юмора здесь недостаточно. Впрочем, чувства — материя тонкая и очень индивидуальная. И критике не подлежит.
А вот образ Эрны — молодой девушки, которая с детства безнадежно влюблена во Фридриха, нам показался спорным. Да, она увлекается теннисом и ходит в горы, но ведь речь идет о первом настоящем чувстве. Так может ли молодая девушка при каждом удобном и неудобном случае набрасываться на своего избранника, сдирая с него одежду? Думается, это слишком даже для бурного XXI века. Но это вопрос исключительно к режиссеру. Мария Токарева (Эрна) свою роль исполнила прекрасно.
|
---|
В спектакле очень много удачных актерских находок. Подкупают своей искренностью Владислав Пузырников (Наттер, банкир), Иван Курамов (доктор Франц Мауэр, врач). Покоряет волшебным тембром голоса Сергей Оленберг (доктор фон Айгнер) и Ирина Герасимова (госпожа Вааль), неземной красотой — Екатерина Потапова (Адель) и, конечно же, все, кто занят в этом спектакле — своим мастерством. За ними наблюдать ничуть не менее интересно, чем за главным героем.
|
---|
Спорный момент — финал: дуэль, смерть, бесконечное одиночество, темнота вокруг. И тут в конце драмы XIX века появляется ребенок на гироскутере. Как-то автоматически начинаешь искать подтекст и тысячу литературных смыслов, кто это — гость из будущего, лишний, ненужный родителям ребенок из фильма Звягинцева «Нелюбовь», параллельные миры? Но мальчик такой милый и искренний, что сразу хочется улыбнуться.
Впрочем, возможно, это и неплохо. Помните, «все самые большие глупости в мире делаются с серьезным лицом». Впрочем, это уже другое литературное произведение.
А несомненный плюс в спектакле — музыка Шэрон Ковакс.
Дарья Федосеева
Все фото Андрей Кудрявцев и Владимир Щелкунов