Что интересно, Макдонах хорошо известен и как драматург — две его пьесы шли или идут в омских театрах. В ТОП-театре и Пятом театре это «Калека с острова Инишмаан», а в академическом театре драмы — «Безрукий из Спокана». Самые нашумевшие работы Макдонаха-кинорежиссера — это «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», плюс как продюсера — картина «Однажды в Ирландии».
|
---|
Мартин Макдонах |
Макдонах известен как довольно брутальный и реалистичный автор, в его пьесах много вещей весьма жестких и жестоких. В этом смысле он не изменил себе и в своем новом фильме. Тут вам и грязные ругательства, и избиения, и поджоги, и даже эпизод, когда героя выбрасывают из окна второго этажа. Если вы не готовы к таким сценам — конечно, фильм может вам не понравиться. Ну а если готовы принять их и попытаться оценить другие составляющие (а они, конечно, есть) — впечатления могут оказаться неплохими… Сочетание жанров — довольно странное. Драма, комедия и детектив.
|
---|
Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» |
Добавлю, что картина уже номинирована на «Оскар» в семи категориях, в том числе «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль» (Фрэнсис Макдорманд). Думается, шансы если уж не во всех номинациях, то в трех-четырех точно там неплохие. Тем более что одновременно подняты самые разные актуальные в последние годы для голливудского околополиткорректные темы — расизм, насилие против женщин, гендерные отношения в целом, отношение если не к инвалидам, то к смертельно больным. Что называется, картина вполне в тренде. В сюжет попал даже лилипут, ставший там фигурой весьма комичной, хотя эпизодами — и абсолютно серьезной. Его, наверное, ожидаемо сыграл звезда «Игры престолов» Питер Динклэйдж.
|
---|
Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» |
Фрэнсис Макдорманд в главной роли Милдред Хейс — если не идеальное, то очень хорошее попадание в плане кастинга. Некрасивая внешность (очевидно, что так и задумано) не то что компенсируется, а заслоняется актерской игрой, когда успешно создан образ сильной, озлобленной, принципиальной и упрямой женщины с тяжелым в целом характером. Ее поступки не всегда порядочны, но объяснимы предлагаемыми обстоятельствами. Поясню наконец сюжет картины: после семи месяцев с момента изнасилования и убийства ее дочери, которые полиция не сумела раскрыть, Милдред делает несколько отчаянный и странный ход. Она арендует три дальних, давно не используемых билборда, на почти заброшенной дороге на границе города. Это обращение: «Изнасилованная, пока убивали. И никаких арестов? Как же так, шериф Уиллогби?» Так и начинается одновременно история мести и борьба за правду, немного даже — борьба одного человека против системы.
|
---|
Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» |
Почти «Левиафан» Звягинцева, но чуть менее трагично и все же с элементами комедии. Вся история — это целый клубок конфликтов, личных трагедий разных героев (отмечу, по сути все это люди простые, не богема, не интеллигенция и не бизнес — и политическая элита, точно так же, как, например, в том самом «Калеке с острова Инишмаан»), переживаний. Плюс размышления режиссера о том, насколько далеко человек вправе зайти в конфликте по сути с государством, но заодно и с обществом, отдельными людьми, добиваясь справедливости лично для себя. И много психологизма тут и в других актерских работах, не только у Макдорманд. И у Вуди Харрельсона (которого вроде бы более привычно видеть в фильмах развлекательных) — он играет шерифа Уиллогби, причем смертельно больного раком, что придает конфликту дополнительный драматизм. И у Сэма Рокуэлла, который играет другого полицейского — расиста, грубияна, даже психически неуравновешенного, но по ходу сюжета совершающего и благородный поступок, по сути это самый неоднозначный и противоречивый герой картины. Кстати, и Рокуэлл, и Харрельсон для Макдонаха уже проверенные кадры, с ними он поработал еще в «Семи психопатах». И интересно еще и то, что оба соревнуются друг с другом в номинации «Оскара» «Лучшая мужская роль второго плана». Вроде бы это очень редкий для премии случай. Хотя на самом деле оценка роли Харрельсона как второплановой — пожалуй, скорее не совсем понятная ошибка. Она тянет на самом деле на вторую главную. Но в любом случае не удивлюсь, что именно Харрельсон или Рокуэлл статуэтку и возьмут.
|
---|
Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» |
Отмечу и участие Лукаса Хеджеса (он сыграл строптивого сына Милдред), которого теперь публика в основном знает по картине «Манчестер у моря», но еще больше — Кларка Питерса (роль нового шерифа). Само появление героя Питерса оказывается очень впечатляющим и забавным. Ну а далее он тоже раскрывается очень содержательно и симпатично, несмотря на то что экранного времени у него довольно мало.
|
---|
Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» |
Неожиданные повороты, драматичные обстоятельства, обнаженные нервы героев, брутальность шуток, которые все же не назовешь неуместными именно для подобного небольшого американского городка — у Макдонаха получился довольно оригинальный коктейль, не слишком развлекательный, но зато интересный думающему зрителю, заставляющий сопереживать, если уж не глубоко поразмышлять.
По атмосфере и стилю же фильм немного напоминает сразу несколько других картин — от сериала «Твин Пикс» (в совсем небольшой степени, но ведь именно там, кстати, тоже речь идет о загадочном убийстве девушки) до комедии «Удача Логана» и драмы «Место под соснами».
Оценка: 8 из 10
Кирилл Янчицкий